Что делать, чтобы молодые люди не попались на удочку экстремистских группировок?
На информационную встречу «Экстремизм и терроризм. Пути решения проблемы» собрались студенты Сальского индустриального техникума (здесь проходила встреча), Сальского медицинского техникума, Сальского института Южного университета ИУБиП, кадеты СККПЛ, отряды «Юных друзей полиции» школ города, представители служб системы профилактики.
Гостями и спикерами мероприятия стали участковый уполномоченный полиции отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних ОМВД России по Сальскому району Анастасия Музаева, директор Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Сальского района Алла Манухина, начальник сектора по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации Сальского района Ирина Кириченко, старший инспектор отдела по противодействию экстремизму и терроризму Лидия Колесникова и иерей Константин Бондарь.
СТРАШНАЯ СУТЬ ТЕРРОРИЗМА
К сожалению, терроризм — это то, от чего невозможно застраховаться. Как бы щепетильно мы ни следили за собственной безопасностью и ни заботились о безопасности наших близких, террористические акты и массовые убийства, к сожалению, уносят человеческие жизни, ломают судьбы родных погибших.
Так получилось, что, хотя встреча и проводилась в рамках запланированного месячника «Территория безопасности», жизнь дала для неё очень горький повод. Начали мероприятие с минуты молчания в память о 17-ти жертвах недавнего массового убийства в школе в Ижевске. Большинство погибших — дети.
«Самая страшное качество терроризма, его суть — в том, что, террористы используют идеологически мотивированное насилие, чтобы добиться своих целей. Бьют, в первую очередь, по незащищённым людям, находящимся в школах, магазинах, театрах, аэропортах, на вокзалах», — отметила Алла Манухина.
ОТВЕТЫ КАК ПОВОД ЗАДУМАТЬСЯ
Специалисты психологического центра провели анкетирование 200 подростков, чтобы узнать, как они видят понятия «экстремизм» и «терроризм», что для ребят означает слово «свобода», ощущают ли они проблему межнациональных отношений и национальной нетерпимости. Результаты, которыми поделилась с участниками встречи Алла Манухина, оказались очень интересными. Около половины опрошенных считают терроризм «назаконным действием», «преступлением», у 38,5% опрошенных он ассоциируется с неоправданной жестокостью и убийством.
28% заполнивших анкету подростков считают, что сегодня в России происходит рост молодёжного экстремизма. В то же время острой эту проблему применительно к Сальскому району считают всего 9 человек (4,5%). Ещё 11 человек (22% участников анкетирования) отметили, что время от времени слышали об акциях экстремистов, но также серьёзной проблемой это не считают. Семь человек (3,5% опрошенных) являются участками неформальных группировок, 12 опрошенных подростков (5%) считают, что среди их знакомых есть те, кто состоит в организациях или группировках, которые можно было бы назвать экстремистскими…
Мы часто говорит о свободе, считая её одной из основных ценностей современного человека. А что такое «свобода» для подростков? Почти 60% понимают её как способность принимать самостоятельные решения, что, говорят психологи, хорошо и свидетельствует о зрелости личности. У более 46% опрошенных свобода связана со способностью самостоятельно обеспечивать себя финансовыми средствами, что также говорит о готовности подростков ко взрослой жизни.
Что же насторожило психологов? 4,5% опрошенных (9 человек) трактуют свободу как «возможность переступать через общественные ограничения и запреты», а три человека (1,5%) видят свободу в возможности не соблюдать закон, если он не нравится.
Психологи также обратили внимание (и это их беспокоит), что треть опрошенных ребят считают, что «цель оправдывает средства», что «жизнь отдельного человека — не самая главная ценность в мире, и ради всеобщего блага можно нарушить права отдельной личности».
Психологи также задавали подросткам вопросы, касающиеся отношения к людям другой расы и культуры. Специалисты поинтересовались, как бы подростки реагировали, столкнувшись с подобными фактами. Судя по ответам, немалая часть предпочтет не вмешиваться. 11,5% посчитали вмешательство нецелесообразным. К ним присоединись ещё 9,5%, считающих, что они всё равно не смогли бы ничем помочь. 7% опрошенных не стали бы рисковать из-за незнакомого человека, а ещё столько же уточнили, что вмешательство в конфликт грозит тем, что ты сам может пострадать, а то и быть убит. Тем не менее 20,5% опрошенных сказали, что действовали бы в зависимости от ситуации, а 15,5% позвали бы на помощь.
ПОДМЕНА ПОНЯТИЙ
По данным психологов, не все ребята чётко представляют себе, что такое экстремизм. В частности, из ответов подростков на вопросы вышеупомянутой анкеты стало понятно, что для некоторых экстремизм — это «риск, дающий приятные ощущения». То есть они путают понятия «экстремизм» и «экстремальный спорт». «Экстремизм — это вовсе не занятия серфингом или прыжки с парашютом. Это совершенно разные вещи, и, конечно, их необходимо различать», — говорит Алла Манухина.
«Терроризм — это всегда умышленное преступление. Террористы захватывают заложников, используя для этого оружие. Экстремизм — это теория и практика достижения социально-политических, религиозных, национальных целей, осуществляемые в запрещённой форме, то есть путём нарушения закона, с применением насилия, посягательства на права человека и гражданина», — дала определение Анастасия Музаева.
ЗАПРЕЩЁННЫЙ КОНТЕНТ
«Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики экстремистских организаций грозит административным штрафом. А вот публичное распространение заведомо ложной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации… является уже уголовным преступлением по статье 207.3 УК РФ и наказывается, в определённых случаях, лишением свободы на срок до 15 лет. У всех, наверное, есть аккаунты «ВКонтакте», в «Одноклассниках». Поэтому, хорошо подумайте, прежде чем выложить фото, аудио, видео или просто написать комментарий. Всё это отслеживается сотрудниками полиции», — предупреждает Анастасия Музаева.
Одним из сильных акцентов встречи стал видеоролик «Романтизация тоже оправдание», подготовленный комитетом по молодежной политике Ростовской области. В нём рассказывается о четырнадцатилетней Ангелине, снимающей для «Tik Tok» ролики о Ильназе Галявиеве, убившим 21 мая 2021 года в гимназии в Казани девять человек, среди которых — восьмилетняя сестра Ангелины. Тем не менее свои видео девушка выкладывает, чтобы получить хайп. И «герой» её видео, к сожалению, находит своих почитателей. К слову, подобные «романтичные» видео — ничто иное, как статья 205.2. УК РФ — «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма», хоть большинство подростков, постящих подобные ролики в соцсетях, утверждают, что ничего подобного не имели в виду.
ПОЧВА ДЛЯ ВЕРБОВКИ
По словам Лидии Колесниковой, в Интернете, несмотря на мониторинг и блокировки, работают порядка 200 сайтов, поддерживающих идеи экстремизма и терроризма. Интернет превратился в мощный инструмент манипуляции сознанием и поведением молодых людей. Сеть — доступна и тем самым предоставляет экстремистским объединениям новые возможности в освещении акций, привязанных к их идеологическим установкам, и, как ни печально, позволяет таким группам находить новый сторонников, а по сути — пособников. Не удивительно, что социальные сети, причём самые популярные, активно используются вербовщиками всевозможных экстремистских групп и организаций.
«По содержанию аккаунта — фото, видео, другой информации — несложно определить, насколько человек может быть заинтересован в деятельности экстремистского объединения. Если они находят человека, подходящего, по их мнению, для выполнения какого-либо задания, то выходят с ним на контакт. Вербовщики могут действовать практически в любой среде. Особенно подвержены влиянию экстремизма молодые люди, у которых нет интереса ни к учёбе, ни к профессии, ни к спорту. Одним словом, материальные и личные проблемы и, конечно, отсутствие у молодого человека чётких жизненных установок и моральных ориентиров — удобная почва для вербовки. Отдельная программа нацелена на мусульманскую молодёжь, как правило, от 16 до 25 лет», — предупредила Лидия Колесникова.
Ольга Борисова, 8(86372) 7-10-22, olya.borisova.2018@inbox.ru
salsknews.ru
Ваше имя (обязательно)
Ваш e-mail (обязательно)
Тема
Сообщение
Версия для слабовидящих