В экспозицию включено 64 работы — образы защитников Отечества разных эпох
Зрителю открывается целая плеяда живописных, графических и скульптурных образов людей, благодаря которым Россия стала такой, какой мы знаем её сегодня: сильной, могущественной державой.
ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ
В экспозиции есть работы, отсылающие к глубинным пластам российской истории. Вот портрет князя Дмитрия Донского кисти известного художника Сергея Иванова. «Видно, что автор, прежде чем приступить к работе, прочёл летопись, где Дмитрий Донской описан как красивый, широкоплечий богатырь. О серьёзной предварительной подготовке художника говорит и такая исторически точная деталь. На картине в руках у Дмитрия Донского — хоругвь, можно сказать, аналог современного штандарта. В летописи она описана как чёрная, хотя была тёмно-красной. Именно этот цвет попытался максимально точно воспроизвести художник», — говорит научный сотрудник музея Дмитрий Черняков. Шлем, которым покрыта голова князя, будущие поколения воспроизведут в виде будённовки. Кстати, будённовкой головной убор красноармейца прозвали уже после Гражданской войны. Но это будет совсем другая эпоха и совсем другие герои…
Полотно Натальи Каревой «Полтавская битва» — это замечательный офорт. «Именно техника офорта позволяет художнику делать столь точные рисунки, выписывать детали. При ксилографии или литографии такой эффект недостижим», — поясняет Дмитрий Черняков.
Увековеченный в бронзе Михаилом Неймарком образ Михаила Кутузова переносит нас во времена Отечественной войны 1812 года. «Скульптура исполнена довольно просто, но Кутузову и не надо совершать каких-то действий: он показан в момент размышлений, а заломленные назад руки говорят об уверенности в плане, который он как главнокомандующий избрал, чтобы разгромить французскую армию», — говорит Дмитрий Черняков.
Чтобы не удаляться от этой эпохи, обратим внимание на четыре листа цветной литографии из серии «Донцы» Заслуженного художника России Владимира Куприянова. На них запечатлены казаки-герои войны с Наполеоном. Это своего года агитплакаты — можно не только увидеть человека, но и прочитать краткую информацию о нём. Заметим, что Кутузов, первый полный кавалер ордена Святого Георгия — высшей военной награды Российской Империи, — завещал свято чтить память казаков, говорил о том, что война 1812 года была выиграна, в том числе, благодаря их мужеству и отваге. О качестве работ можно судить по тому факту, что за одну из них автор получил серебряную медаль Академии художеств.
Но вернёмся к образам великих русских полководцев. Александр Суворов предстаёт уже в виде бронзового всадника. Это скульптурный портрет авторства Юрия Лоховинина. «Наверняка образ появился у скульптора под воздействием картины Сурикова «Переход Суворова через Альпы», — говорит искусствовед.
Привлекает зрителя и серия работ Заслуженного художника России, ростовского автора Владимира Лемешева. Это иллюстрации к роману Бориса Изюмского «Плевенские редуты». Книга посвящена войне 1877-1878 годов, в результате которой Болгария была освобождена от многовекового турецкого ига. «Серия иллюстраций интересна тем, что она единственная в экспозиции представлена не оттисками, а уникальными живыми рисунками. Это тушь и перо — и рука мастера», — говорит Дмитрий Черняков. Владимир Лемешев участвовал в создании мемориала в Болгарии, поэтому в этой стране к художнику относятся с большим уважением.
НЕСОКРУШИМЫЕ И ЛЕГЕНДАРНЫЕ
А вот — герои совсем других поколений. С.М. Будённый — знаковая личность времён Гражданской войны, а для Дона — человек вообще легендарный, командарм Первой конной армии, кавалер Георгиевского креста всех степеней и — трижды Герой Советского Союза. Один из первых маршалов Советского Союза. «Семён Михайлович не стеснялся «царских» наград и носил их наравне с советскими», — отмечает Дмитрий Черняков. Автор бронзового скульптурного портрета Семёна Будённого, представленного на выставке, — Народный художник СССР и Народный художник Армении Николай Никогосян. Бюст был создан в 1965 году, то есть при жизни маршала. Ну а чтобы понять, какие были бойцы у Будённого, обратите внимание на портрет бойца Первой конной Федота Колесникова кисти Народного художника РСФСР Василия Нечитайло…
А этого человека иногда визуально путают с Будённым. Ока Иванович Городовиков — не менее легендарная личность, кстати, командующий Второй конной армией в годы Гражданской войны, Герой Советского Союза. Его судьба напрямую связана с Сальским районом. Известно, что после службы в армии и до Первой мировой войны Ока Городовиков жил на станции Торговая. Зрителю представлен портрет героя кисти Василия Нечитайло.
Невозможно пройти мимо ещё одного легендарного образа — Василия Чапаева. Благодаря своему мужеству и смекалке Чапаев запомнился как бесшабашно храбрый командир. На выставке можно увидеть скульптурный портрет героя. «В отличие от привычного нам киношного образа, реальный Чапаев в годы Гражданской войны верхом на коне не скакал, потому что в Первую мировую получил очень серьёзное ранение и с 1917 года передвигался только на автомобиле», — отметил искусствовед.
В истории Сальского района есть люди, которые прошли несколько войн. Работа Заслуженного художника РСФСР Андрея Лысенко — парадный портрет участника Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн Ивана Лукича Хижняка. Герой пережил 11 ранений и 8 контузий, но, несмотря ни на что, продолжил воевать. Сальчанам Иван Хижняк запомнился как первый военком Сальска.
С ФОРМУЛИРОВКОЙ «ЗА ИМПРЕССИОНИЗМ»
Очень интересная работа кисти Василия Нечитайло, также навеянная темой Гражданской войны, — «Степь. Всадник». «Картина написана в импрессионистической манере. Она позволила передать и движение всадника, и колыхание степи. Тут же прослеживается замечательное умение художника писать закаты, солнце. Такая манера передалась Василию Нечитайло от его учителя, известного русского и советского живописца и графика Сергея Герасимова — представителя русского импрессионизма, создавшего в то же время ряд эталонных соцреалистических картин. Интересно, что Сергей Герасимов, в свою очередь, был учеником известного русского живописца Константина Коровина. Так создалась преемственность: Коровин — Герасимов — Нечитайло. Кстати, в 1948 году Герасимов был уволен из Суриковского института, где он преподавал, с формулировкой «за формализм», читай — «за импрессионизм», — рассказал Дмитрий Черняков. Добавим, что работа «Степь» говорит о том, что Нечитайло очень любил лошадей и, кстати, часто их рисовал. Что не удивительно: ведь художник — с Дона. У Нечитайло во время учёбы даже прозвище было «Казак», хотя казаком он никогда не был. И ещё одна немаловажная деталь. Достаточно посмотреть работы Василия Нечитайло, чтобы понять, что во время Гражданской войны его семья встала на сторону красных.
ЭТЮД КАК МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖНИКА
Если вам ближе образы времён Великой Отечественной войны, обратите внимание на портрет русского солдата и работу «Молодой солдат» Заслуженного художника РСФСР Андрея Лысенко Обе — этюды к картине «Победа». «Особенностью нашей живописи является то, что жанровые картины, которые ценят во всём мире, пишутся на основании этюдов — так повелось с Репина. В других школах живописи это не так. Благодаря наличию этюдов у зрителя есть возможность видеть и саму картину, и то, как художник над ней работал. Иногда образы на этюдах получаются даже более живыми. Кстати, по стоимости этюды иногда могут приближаться к самому полотну», — пояснил искусствовед.
КАРТИНА К ПРАЗДНИКУ
Невозможно пройти мимо полотна, напрямую относящего нас ко Дню защитника Отечества. На картине Заслуженного художника РФ, ростовчанина Владимира Клёнова «Красногвардейцы» мы как раз видим момент, когда бойцы обсуждают декрет Совета Народных комиссаров СССР о создании Рабоче-крестьянской красной армии. Документ был подписан 28 января по новому стилю. Но днём создания РККА принято считать 23 февраля 1918 года. Именно в этот день началась массовая запись добровольцев в её отряды. Годом позже дата стала праздничной и была приурочена к годовщине победы красноармейских частей над войсками кайзеровской Германии под Псковом и Нарвой в годы Первой мировой войны.
Ольга Борисова, olya.borisova.2018@inbox.ru
salsknews.ru
Ваше имя (обязательно)
Ваш e-mail (обязательно)
Тема
Сообщение
Версия для слабовидящих