В музее «Люди и судьбы моей малой родины» при школе № 86 села Шаблиевка хранятся документы, что рассказывают о судьбах односельчан, которые воевали, гибли, совершали подвиги, ковали Победу в тылу и ждали родных домой…
Пешком в Ростов
«Жили в селе Шаблиевка мальчишки — Федя Мельников (на фото слева) и Коля Фоменко (справа), — рассказывает Любовь Фоменко, учитель истории и руководитель музея «Люди и судьбы моей малой родины» школы № 86 с. Шаблиевка. — Первый хорошо рисовал и мог стать художником, а второй мечтал связать свою судьбу с военной или медицинской профессией. Родители были убеждены в счастливом будущем своих детей. Но началась она — грозная Великая Отечественная…
Село в 1942 году оккупировали фашисты, но, к счастью, через полгода оно было освобождено 28-й Армией генерал-лейтенанта В.Ф. Герасименко. Николай Парфилович Фоменко и Фёдор Георгиевич Мельников были призваны на военную службу сальским военкоматом 1 февраля 1943 года. Могли ли они думать, что судьба приведёт их в армию, освободившую их родное село, — и они в её составе продолжат боевой путь по освобождению донского края?!
В составе мобилизованных юношей Николай и Фёдор пешим ходом направились к Ростову, где гремели бои за освобождение столицы Дона. В пути учились боевому мастерству. Хотя какая же это была учёба, когда юнцы — голодные, в смёрзшейся домашней обуви, худых пальтишках…
В Ростове новобранцев переодели в солдатские шинели, юноши приняли воинскую присягу, и сразу — в бой. Они сражались в 79-й стрелковой бригаде 28-й Армии Южного фронта. Н.П. Фоменко был физически крепким парнем, его определили в медицинскую часть. Он стал медбратом, спасал раненых, выносил бойцов с поля боя. Ф.Г. Мельников был первым номером пулемётного расчёта, в его подчинении находились новобранцы из Шаблиевки. Это было начало их совместной военной судьбы…
Бои за Дон
Бои за освобождение Ростова были ожесточёнными. Отражая контратаки пехоты и танков противника, к утру 10 февраля полки дивизии вышли на улицу Портовую. В воспоминаниях Фёдора Георгиевича читаем: «Бой разгорелся за улицу Портовая. Мне повезло, не получил ни одного ранения, но на моих глазах погибли мои односельчане Гриша Максименко и Павел Дятьковский. Горько было нам с Николаем хоронить друзей, но боевую задачу мы выполнили». К вечеру 13 февраля соединения наших войск с тяжелыми боями очистили улицу Портовую и прилегающие к ней улицы и переулки, в числе освободителей Ростова была 79-я отдельная стрелковая бригада, в которой сражались односельчане. Овладев юго-западной частью Ростова, войска 28-й Армии непрерывно вели бои до 14 февраля. Утром войска вошли в город, Ростов был полностью освобождён от врага.
В дни боёв сержант медслужбы Н.П. Фоменко выносил многочисленных раненых бойцов на плащ-палатках, на собственных плечах, ползком, под бомбежкой, пулемётным и артиллерийским огнём. И первую помощь истекающим кровью бойцам он оказывал чаще всего под обстрелом. В приказе Наркома обороны № 281 от 23 августа 1941 года говорилось: «За вынос с поля боя 25 раненых с их оружием представлять к правительственной награде орденом Красной Звезды». И вот в боях за Ростов сержант медслужбы Н.П. Фоменко получил первую боевую награду — орден Красной Звезды.
Сегодня в Ростове-на-Дону проживают внуки Ф.Г. Мельникова и Н.П. Фоменко, и они гордятся, что родились в городе, который освободили их прадеды в суровые военные годы.
Госпиталь, ранения
В середине августа 1943 года началась очередная наступательная операция. Ф.Г. Мельников и Н.П. Фоменко в составе войск 28-й Армии освобождали Таганрог, участвуя в прорыве «неприступной линии», с точки зрения фашистского командования, — на Миус-фронте. Немцы почти два года создавали оборону на реке Миус. По правому берегу тянулись траншеи, железобетонные укрепления, минные поля. Вся система обороны растянулась почти на тысячу километров. Советские войска неоднократно пробовали прорвать её, но безрезультатно.
Наступление началось 18 августа, после 80-минутной артиллерийской и авиационной подготовки, в 07.15. 28-я Армия в составе шести стрелковых дивизий, танковой бригады и танкового полка наступала на направлении главного удара. Она должна была прорвать оборону южнее Куйбышева и развивать успех в юго-западном направлении с целью уничтожения противника в районе Таганрога. Бои здесь сразу же приняли ожесточенный характер. Обе стороны несли большие потери.
Фёдор со своим товарищем принял участие в наступлении. Ему дали помощника взамен погибшего товарища. Но к вечеру он был тяжело ранен. Фёдор Георгиевич вспоминал при жизни: «Вдруг резкий шипящий звук — и сразу же наступила темнота. Всю августовскую ночь я лежал в степи с кровоточащей раной, некому было перевязать, наложить жгут. В сознание пришёл только перед вечером. Товарищей не было, они пошли в атаку, рядом лежали убитые бойцы». Наутро его нашли санитары и отправили в медсанбат. С этого времени для Фёдора начались дни испытания на физическую крепость. Вот он в госпиталях: сначала в городе Матвеев-Курган, затем — в Ростове, потом — в Сталинграде. Во время отправки пароходом в Казань у Фёдора началась газовая гангрена, и там военврачи сделали четвёртую операцию — ампутировали левую ногу. После того был в госпиталях Перми и Иркутска, куда отправляли тяжелораненых, там он провёл около полугода. И выжил русский солдат Фёдор Мельников!
Боль войны
Советские воины, ломая сопротивление врага, медленно продвигались вперед. Каждый метр родной земли приходилось брать с ожесточенным боем. Нередко один и тот же клочок земли по нескольку раз переходил из рук в руки. Николай Фоменко вспоминал, что это был настоящий ад: «Небо смешалось с землёй, горело всё, что только могло гореть, и стреляло всё, что только могло стрелять. Земля дрожала, от грохота закладывало уши, от пыли и гари нечем было дышать». Николаю Фоменко надо было под бомбёжками и обстрелами перевязывать раны на поле боя, найти тех, кто дышал. Найти — помочь и спасти. Для медслужбы был приказ Георгия Жукова: «Раненых на поле боя не оставлять!» И они не оставляли. За эти дни он испытал много потрясений, связанных с ужасами войны: кровь, стоны и крики раненых и умирающих, свою боль и чужую, смерть боевых товарищей, тех, с кем делил тяготы военной жизни. Это была их общая фронтовая судьба с Фёдором Мельниковым.
В одном из боёв Н.П. Фоменко был и сам тяжело ранен. Он вспоминал, что двое суток в августе лежал в степи с кровоточащей раной ноги. Некому было оказать медицинскую помощь. Хотелось пить, он слизывал утреннюю росу с травы. Молодость и недюжинная сила деревенского парня помогли ему выжить. Его нашла санитарная собака, и он был доставлен в медсанбат. В ростовском госпитале ему ампутировали правую ногу, так как началась гангрена. И вновь объединила их с Фёдором боль войны. После выписки из госпиталей солдаты вернулись домой, так как воевать они уже не могли.
За освобождение города Таганрога Н.П. Фоменко и Ф.Г. Мельников были награждены орденами Отечественной войны I и II степеней.
Есть что вспомнить
Город Таганрог и полностью вся территория Ростовской области были освобождены 30 августа 1943 года. Героизм, мужество, отвагу и стойкость проявили наши односельчане в тяжелой борьбе за освобождение Донского края!
После войны Николай Парфилович и Фёдор Георгиевич создали семьи, воспитали детей, а потом и внуков. Н.П. Фоменко работал бухгалтером, кассиром в колхозе ордена Ленина «Путь Ильича», пользовался уважением односельчан. Не стало участника войны в 1976 году.
После возвращения с фронта, Ф.Г. Мельников окончил курсы садоводов при сальском техникуме. С 1955 года работал садоводом в колхозе. Не стало ветерана в 1994 году. Николай Парфилович и Фёдор Георгиевич долгие годы дружили, встречались в праздники и будни, вспоминая и мирные годы, и военные, которые изменили их судьбы. А вспомнить было что! Они были награждены юбилейными медалями в честь Победы в Великой Отечественной войне и трудовыми наградами. Благодарные жители села помнят своих односельчан».
Светлана Омельянович, 8(86372) 7-10-22, omelpress@bk.ru
salsknews.ru
Ваше имя (обязательно)
Ваш e-mail (обязательно)
Тема
Сообщение
Версия для слабовидящих