by admin | 19.04.2020 9:00 дп
В Сальске и районе завершено вручение юбилейных медалей «75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Высокую награду получили 680 ветеранов и тружеников тыла. Среди них — Алексей Гаврилович Таранов. Когда немцы пришли в село Сандата, откуда он родом, ему было 12 лет. Неокрепший физически, но сильный духом, он упорно трудился в колхозе имени Ленина, помогал ковать Победу в тылу. А его будущей жене Раисе Александровне (тогда — Якушенко) в то время было всего шесть лет. Она не относится ни к ветеранам, ни к труженикам тыла. Она — дитя войны, хотя это — не официальный статус: пока. Кто знает, как будет дальше. Но супругам есть чем поделиться с потомками. Память хранит много воспоминаний — и сегодня Тарановы, которые, кстати, в этом году будут отмечать железную свадьбу, расскажут, как тогда было…
Юный труженик
Алексей Гаврилович родился 30 марта 1931 года в Сандате. Родители — простые трудяги, работали в колхозе им. Ленина. Папа возил на «линейке» председателя. В семье росли трое детей, Алексей — самый младший.
Когда отца и брата забрали на фронт, сестра уже работала на ферме дояркой. Из мужчин — он один в доме. А матери-то надо помогать! «Приходит к нам чабан колхозной фермы и говорит, пошли, мол, Алёша, к нам работать, — вспоминает Алексей Гаврилович. — Окот шёл, надо было пасти овец. И я стал работать. Потом возил на быках корм. Три подводы, а я один. Затем пошёл в поле, прицепщиком был. Вот так и пришлось вместо беспечной беготни по улицам и игр с ребятами наравне со взрослыми работать, чтобы дать стране больше хлеба, молока, мяса, шерсти…»
Учиться, кстати, не пришлось: только в пятый класс пошёл, как в село пришли немцы. Тут уж не до учёбы было.
Немецкий штаб — в соседнем доме
В ноябре 1942-го погиб отец. Мама еле пережила это горе, к которому присоединился ещё и страх за жизнь старшего сына и остальных детей, ведь война докатилась до самых их ворот. По соседству с их двором оккупанты организовали штаб. «Постоянно требовали сдать им молоко и яйца, — рассказывает труженик тыла. — Мы прятали, подкладывали в гнёзда обманки из мела. Один раз немец залез в курятник и пистолет наставил на меня: «Яйка есть? Пух-пух…» Было страшно…»
Что же ели селяне? Будан — мучной суп, в основном. Это вообще первая еда была у всех в то время. Также собирали по полям травы, отходы из-под молотилок, пышки из этого пекли. «Про хлеб мы не знали, — вспоминает Алексей Гаврилович. — Было так: в совхозе работаешь — давали хлеб, а в колхозе — не давали. Почему-то…»
Несмотря на то, что Алексею Гавриловичу — 89, он с семьёй каждый год едет в Сандату на 9 Мая. Там, на сельском памятнике, — имя его отца: в списках не вернувшихся с фронта. Приезжает он и на то место, где стоял отчий дом. И вспоминает, вспоминает…
Беда, как и Победа — на всех одна
Супруги часто делятся тем, что пережили в оккупацию и войну. В основном, их воспоминания одинаковы, но вот Алексей Гаврилович говорит, что в Сандате перестрелок не было, а Раиса Александровна, напротив, рассказала, что как-то была, да ещё и какая: «Я помню, как грушу срезало рикошетом — и она упала, разбила окно. Заскочила тётя, схватила нас, детей, и в погреб спрятала. Там солому настилали, и мы сидели, пока бомбили село…» Помнит она, и как у соседей стенку завалило, и как всем миром её строили, а у других крышу снарядом пробило, — и тоже помогали все. Да, как говорит, Раиса Александровна, тогда люди дружные были, беда была общей и справлялись с ней — сообща…
Когда началась оккупация, отец Раисы уже был на фронте. А у подворья семьи Якушенко то и дело появлялись подводы с награбленным немцами и румынами добром. В 1942-м несколько оккупантов поселились в доме Раи, а их самих выгнали в сарай.
«А вот уже когда в 1943-м наши гнали немцев, мы фашистов не видели, они были на другой стороне речки, — рассказала Раиса Александровна. — У нас дома были наши солдаты. Они резали колхозных овец и варили мясо в котелке. Мы, дети, на печке лежали, и они с нами делились. Было так вкусно! Мы же голодные страшно были, есть-то нечего. Мама в бригаде работала, приносила будан, дома молочком разводила — и это ели. И больше ничего. Помню, как бабушка жила на другой стороне села, и мама просила меня: «Сходи за бурячком». И вот иду я, маленькая, по-над речкой, несу буряки домой, а сама не могу переносить его запах: мама варила бульон из него и кормила им нас… Хорошо запомнила я и такой момент: мама рыла противотанковые траншеи через дорогу от нашего дома, а я носила к ней за пазухой сестру Варю, чтобы покормила, — ей-то всего месяц. В 44-м году родилась двоюродная сестра, и меня попросили её нянчить. Мама говорила: «Иди, понянчи, там тебя хоть покормят» И я день с сестрой сижу, а вечером хочу домой. Приду, а мама говорит: «Что ты пришла, тебя кормить нечем, там тебе хоть пышечку дадут, а у нас нет ничего…»
Ложное письмо
Папа Раи вернулся домой в 1946 году — живой и невредимый. Случай, который рассказала Раиса Александровна, проник мне прямо в душу: «Однажды мама получила страшное письмо, в котором друг отца писал, что, мол, твоего Саши больше нет — наскочил на мины. А папа меж тем попал в госпиталь, проходил лечение. Когда друг его там увидел, признался: «А я написал твоим, что ты погиб…» Тогда папа вышел из палаты, вытащил из гимнастёрки фото мамы, сложил втрое и написал на обороте только два слова: «Я жив!» и отправил домой. А мы как раз были у одной знахарки: мама принесла меня к ней, чтобы та полечила ногу. И вот та знахарка сказала: «Не печалься, скоро ты получишь добрую весточку от своего Саши…» Мы пришли домой, а там письмо от папы…»
Горькие школьные годы
Раиса Александровна вспомнила, как, а точнее — в чём, пошла в первый раз в школу: «Мама распорола старое детское одеяло, покрасила его и пошила платье. А папа, когда в отпуск приходил, оставил портянки, и их тоже перешили — одежда очень была нужна. Ещё помню, что папа привёз откуда-то цветные карандаши — и я вытащила стержни из каждого, поломала их и раздала в классе каждому, чтобы все могли рисовать такой диковинкой в то время — цветными карандашами…
И ещё. Наша школа была через дорогу от дома. Нам давали по 100 граммов хлеба. И вот положат этот кусочек на весы, а мы платочки подставляем, чтобы ни крошки не оставить на весах. И этот драгоценный комочек я несла домой — там же Варя и Зоя голодные. Мы покрошим хлеб, лук туда меленько порежем и с закваской едим…»
«За любовь и верность» — медаль
Супруги Тарановы вместе почти 65 лет! День своей свадьбы оба помнят до мельчайших подробностей и пересказывают детям, внукам, правнукам…
Раиса и Алексей познакомились в поезде. Вместе ехали в Ростов. Она на учёбу, он — дальше, в далёкий Ленинград на службу. Юной Раисе было неловко: в простом ситцевом платье, она стеснялась общества молодого, красивого военного. Он начал разговор первым. А в Ростове вдруг предложил девушке вместе ехать в Ленинград. Первая любовь вскружила молодым людям голову, но следовать за юношей в такую даль и неизвестность Рая отказалась: дома ждали больная мама и пять младших сестричек. Год они писали друг другу письма и открытки. Алексею прочили карьеру военного, но он, не выдержав долгой разлуки, от сверхсрочной службы отказался и вернулся в родные сальские степи…
И вот — 6 ноября 1955 года. На подворье семьи Якушенко в селе Новый Егорлык — шумно и многолюдно. Выдают замуж дочь Раису. До тёмной ночи гости выглядывали жениха, а он так и не приехал. Рая от горя не знала, что думать, но верить в то, что её родной Алёша нашёл другую, как уже начали шептаться соседи, или передумать жениться, отказывалась.
А жених в это время тоже не находил себе места: осенняя распутица разбила дороги — и Алексей метался по городу в поисках транспорта, способного преодолеть раскисшую грунтовку. Вечером 7 ноября он всё же добрался до невесты. Помыв в местной речке кирзачи от грязи, долгожданный жених появился на пороге. В общем, свадьба состоялась!
С тех пор минуло много вёсен и зим. За крепость отношений, основанных на любви и верности, за воспитание детей, достойных членов российского общества, Тарановы в 2015 году получили медаль «За любовь и верность». Их гордость — трое детей, четыре внука и девять правнуков. Несмотря на возраст, супруги не сидят сложа руки, ради внуков и правнуков держат хозяйство, в этом году даже перепёлок завели. Любят чистоту и порядок, их дворик всегда ухожен и утопает в зелени…
Вот такие они, люди, пережившие войну, голод и холод, никогда ни на что не жалующиеся, находящиеся в постоянном движении. И таких в нашем городе и районе ещё много — знающих цену той Великой Победе, мирному небу над головой и каждому кусочку хлеба на столе.
Светлана Омельянович, 8(86372) 7-10-22, omelpress@bk.ru[1]
salsknews.ru
Source URL: https://salsknews.ru/velikoj-pobede-posvyashhaetsya-ih-detstv/
Copyright ©2025 Сальскньюс unless otherwise noted.