Яков и Раиса Звездилины: Живем, не смотря на инвалидность

Яков и Раиса Звездилины: Живем, не смотря на инвалидность
04 января 11:14 2018 Печать 3152

Будни семьи двух инвалидов первой группы

О бытовых, и не только, трудностях людей с ограниченными возможностями здоровья не понаслышке знают супруги Звездилины — Яков Ильич и Раиса Григорьевна.

 

Обоюдная помощь

Через многое пришлось пройти этой семье, но даже инвалидность не стала препятствием для ощущения ими всей полноты жизни. Прожив вместе полвека (недавно супруги отметили золотую свадьбу), они продолжают идти по жизни, как говорится, рука об руку. Когда после нескольких инсультов оказался прикован к постели Яков Ильич, Раиса Григорьевна, несмотря на состояние собственного здоровья, ухаживала за супругом и добилась, чтобы ему стало значительно лучше. Даже врачи не ожидали такого эффекта!

У самой Раисы Григорьевны с детства серьёзные проблемы с позвоночником. В своё время женщине делали операцию: два разрушенных позвонка заменили участком собственного ребра, присоединённого пластиной, вырезанной из кости её же ноги. Понятно, что в семье, состоящей из двух людей с ограниченными возможнстями здоровья, даже элементарные бытовые вещи превращаются в проблему. «Я раньше часто ходила за продуктами в магазин, что напротив дома, а теперь — уже тяжело. Недавно упала прямо в подъезде. А в сумке-то было всего два килограмма картошки», — рассказывает Раиса Григорьевна. Сотрудники Центра социального обслуживания, которые помогают семье, такую «инициативу», понятно, не одобрили.

 

«Они нам как родные»

«Когда на следующий день привезли картошку и лук — как было приятно, — говорит Раиса Григорьевна. — Социальные работники привозят продукты, помогают готовить, буквально кормят: сначала — только мужа, а вот теперь и меня приходится». Супруги признаются, что Центр социального обслуживния (они по привычке всё время называют его «Милосердие») просто спасает, и не скупятся на самые тёплые слова благодарности в адрес директора ЦСО Ирины Николаевны Статовой и его сотрудников — заведующей специализированным отделением социально-медицинского обслуживания на дому Ларисы Кузьминичны Дикаловой, медицинской сестры Галины Ивановны Тыриной (это благодаря её золотым рукам и заботе пошёл на поправку Яков Ильич), соцработника Инны Владимировны Алексеевой: «Они нам как родные. Всегда готовы сделать что-то неожиданное и приятное».

 

Первоапрельская «шутка» длиной в полвека

Звездилины до сих пор с удовольствием и улыбкой вспоминают, как их семью поздравили с 50-летним юбилеем — золотой свадьбой. «К дому подъехала «ГАЗель», и из неё вышли нарядные артистки, а с ними — два гармониста. И как заиграли! Весь дом всполошился: что за праздник? Оказалось, это к нам приехали сотрудники Центра социального обслуживания и артисты ансамбля «Сударушка». Мы не ожидали! Сразу, конечно, стол накрыли. Единственная проблема — как разместить столько людей в небольшой квартире. Но ничего: в тесноте, да не в обиде! А какие песни пели душевные – мы даже прослезились!»

Поженились Яков Ильич и Раиса Григорьевна 1 апреля 1967 года. О знакомстве с мужем Раиса Григорьевна вспоминает так: «Про замужество я тогда не думала. Работала на химическом заводе в Сумгаите, в Азербайджане. Получила квартиру и чувствую, что ночевать одной страшновато. Я и говорю своему знакомому, он у нас же слесарем работал: «Тут невеста с квартирой пропадает, а у тебя столько приятелей…» И всё-таки Бог есть на свете! Два раза с Яковом в кино сходили: в первый день — первую серию «Спартака» смотрели, во второй — вторую, а на третий он повёл меня в ЗАГС». Вот так и длится первоапрельская «шутка» уже больше полувека!

 

Привет из солнечной республики

С Азербайджаном связана значительная часть жизни Звездилиных. Родители Раисы — с Дона, но за несколько лет до начала Великой Отечественной войны, в 1937 году, жить стало очень тяжело, и отец вывез свою семью и двоих сестёр в эту южную республику. Раи тогда ещё не было на свете — она родилась уже по возвращении семьи домой, в Ростовскую область. Тем не менее тесная связь с Азербайджаном осталась навсегда.

Одна из сестёр отца вышла замуж за уроженца южной республики. Раиса Григорьевна до сих пор вспоминает «солнечные» посылки с экзотическими по тем временам для дончан хурмой, мандаринами и фейхоа.

После школы Раиса попыталась поступить в техникум, но не вышло. И тут возникла идея написать тёте, живущей в Азербайджане. Семья, в которой к тому времени росли шестеро детей, жила тяжело, отец проводил много времени в госпиталях — сказывались фронтовые ранения. Да и жизнь самой Раи не обошлась без трагических обстоятельств…

 

Травма на всю жизнь

Шёл 1942 год. Семья Раисы Григорьевны жила в селе Красная Поляна в соседнем, Песчанокопском, районе, когда его оккупировали фашисты. «Хозяйничая», немец вышвырнул маленькую Раю из дома. Девочка упала на спину, сильно ударившись, из-за чего воспалились и стали разрушаться позвонки.

Та травма будет давать о себе знать всю дальнейшую жизнь. Необходимого лечения малышка не получила. Только после окончания войны, уже в 1949 году, девочку отвезли в Геленджик, в детский костно-туберкулёзный санаторий. Там она провела пять лет буквально привязанной к кровати — отсутствие движения было необходимым условием успешного лечения. «Даже голову нельзя было поднять», — вспоминает Раиса Григорьевна. — Чтобы хоть как-то отвлечь детей, нас учили вышивать, делать цветы из бумаги. А ещё прямо в палату приходили учителя. Так я и закончила шесть классов». Лекарств, которые могли бы радикально помочь, в то время в широком доступе не было: пенициллин начал массово использоваться в СССР только в начале 50-х годов. Как раз в 1951 году его и стали впервые колоть Раисе.

После окончания лечения Рая уехала жить к тёте в Азербайджан. Поступила работать ученицей лаборантки на химический завод в Сумгаите – молодом городе химиков и металлургов в 30-ти километрах от Баку. От анализа лаборантов полностью зависла технология производства: малейшая ошибка грозила пожаром или взрывом. Меж тем в школе химия была самым трудным для Раисы предметом! «Не собираюсь я становиться химиком!» — говорила они учителю, пытавшемуся заставить её учить ненавистные формулы. Кто бы мог подумать, что ей предстоит поступить в химико-технологический техникум и целых 16 лет проработать на химическом производстве. Последняя должность Раисы Григорьевны — старший лаборант. Уехать из Сумгаита пришлось в 1976 году: после серьёзной аварии на заводе она несколько месяцев пролежала в больнице, и дальше в городе, заполненном химическими производствами, оставаться было нельзя. Семья переехала в Сальск…

Вот так и живут супруги Звездилины. Оба всю жизнь много и тяжело работали. Яков Ильич тоже сначала трудился на химическом заводе, потом, когда родился ребёнок и молодая семья стала нуждаться в деньгах, перешёл в «горячий» трубопрокатный цех. Поэтому свои трудовые пенсии Звездилины заработали, как говорится, по полной.

К сожалению, единственный сын супругов умер в очень молодом возрасте. Осталась внучка Аня, а недавно появился и маленький правнук. Правда, видятся Звездилины с ближайшими родственниками не часто — семья внучки живёт в Туле. Тем не менее, несмотря на возраст и состояние здоровья, присутствия духа супруги не теряют, находя смысл жизни друг в друге и черпая силы в помощи людей, которые им её предлагают от чистого сердца.

Ольга Борисова

salsknews.ru

написать комментарий

нет комментариев

Пока нет комментариев!

Вы можете начать диалог.

Добавить комментарий


доступен плагин ATs Privacy Policy ©