by admin | 21.06.2022 9:00 дп
Салський поисковик в своём дневнике делится с salsknews.ru впечатлениями от поездки в ДНР
Поисковики отправились на Донбасс, чтобы оценить состояние и помочь в восстановлении памятников и захоронений времён Великой Отечественной войны. Это первая гуманитарная миссия такого плана на Донбассе в рамках проекта взаимопомощи #МЫВМЕСТЕ. Её организатор — «Поисковое движение России». Среди представителей Ростовской области — сальчане, руководитель военно-патриотического поискового клуба «Русич» Сергей Киршенко и его заместитель Яна Киршенко.
НАША КОМАНДА
В нашей команде — десять человек: трое — из Великого Новгорода, под одному — из Питера и с Кубани, пятеро — из Ростовской области. Наша миссия на Донбассе продлится две недели.
Мы встретились в Ростове-на-Дону. Некоторые уже были знакомы друг с другом, даже работали вместе, остальные знакомились по приезде на пункт сбора.
Возраст участников нашей группы — от 20 до 60 с хвостиком. Социальный статус и образование — тоже разные. Но все мы — одной крови, и в ней — поиск. Поэтому и дела, и шутки у нас общие. А так — всё как у всех: первое время притираемся друг к другу в коллективе.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Дорога. Документы. Граница. И вот мы — в военном Донецке. Не могу, к сожалению, охарактеризовать город по-другому. Столица ДНР хоть и не находится на линии фронта, но постоянно подвергается обстрелам украинской артиллерии. О том, чтобы жить там, как планировалось, не может быть и речи. Поэтому обосноваться решили в селе Сауровка Шахтёрского района ДНР — недалеко от Саур-Могилы, где нам предстоит работать.
Видно, что дом, в котором мы поселились, до начала военных действий был богатым — с бассейном и каминами. Кстати, камины уцелели и работают. Мы их вычистили и, при необходимости, можем затопить.
Не могу передать словами, как угнетающе выглядит разрушенное жильё: представляешь, как здесь жили люди и, возможно, были счастливы. И вот теперь, думаю, этот дом останется нашим жильём на всё время миссии. Возможно, здесь же будет проживать следующая группа. Поэтому, не откладывая в долгий ящик, мы решили улучшить свой быт. До ночи пришлось выгребать мусор из комнат и сооружать кровати из паллет, так как спать на голом полу никому не хотелось. Кухней займёмся позже.
Отремонтировали электрику — и теперь у нас есть свет, а значит — возможность зарядить телефон. Соорудили душ — ничем не хуже, чем у многих на даче. Постепенно, между основной работой и отдыхом, будем приводить в порядок территорию, на которой проживаем: выкосим траву, уберём мусор…
P.S. Сегодня обстреливали Макеевку. Ребята говорят — сильно. А ведь мы только вчера её проезжали!
ДЕНЬ ВТОРОЙ
Выспаться удалось не всем: кого-то комары ночью съедали, кого-то мухи утром разбудили, кому-то дощечки импровизированных кроватей бока давили. Но — ничего. Поработаем над ситуацией: купим липучки от мух и спирали от комаров. Из скошенной нами же сухой травы сделаем матрац. Тоже зачёт — следующая ночь будет мягче.
Ребята поехали за стройматериалами в Макеевку и уже по дороге узнали, что её опять бомбят. Говорят, сильно. Увидели, как была сбита ракета. Развернулись в направлении Шахтёрска. Материалы удалось закупить почти все, что планировали, а вот кастрюлю купить пока не смогли. В городском супермаркете она оказалась «золотой» по цене, а в сельские магазины не успели — они работают до обеда. В городах же торговые точки открыты до 19 часов, потому что до этого времени ходит городской транспорт. Выбор товаров невелик.
P.S. Думаю, борщ пока придётся готовить в ведре…
ДЕНЬ ТРЕТИЙ
Можно сказать, сегодня первый полноценный рабочий день. Закупленные материалы и инструменты нашли своё применение. Позавтракав, дождались авто и, загрузившись, тронулись на объект.
Я всё же решила попытаться приготовить борщ, который просили ребята. Группу в это время завезли на памятник, они разгрузились и рванули в деревню — искать заветную кастрюлю. Но первоочередными задачами были встреча с главой поселения и осмотр памятников.
Ну а как же кастрюля? Нашли! Во втором из трёх местных магазинов. Сегодня быть борщу!
До обеда успели выполнить довольно большой объём работы и приготовить… макароны с тушёнкой. Борщ планируем на вечер. Обед — в 14.30. После него решили не выезжать на объект, а поработать по уничтожению травы в лагере. Новая напасть, пострашнее надоедливой мошки и злых комаров, — змеи! Замечено было три. Объявили охоту на гадов ползучих.
Траву выкосили. Устали. Ждём гостей. В 19 часов приехали Александр Мальцев (он сейчас представляет поисковое движение России в ДНР) и его заместитель Дмитрий Царенков. Оба — с супругами. Женщины остались с нами накрывать ужин, а мужчины уехали осматривать памятники. Не успели они отъехать, как гостям пришло сообщение, что в районе их проживания две минуты назад был артобстрел. Пока Аня и Оксана обзванивали родных, узнавая, не прилетело ли к ним, не пострадал ли кто, все слушали не дыша.
В дальнейшем вечер был насыщен рассказами о военных действиях и обстрелах, длившихся на Донбассе восемь лет.
P.S. В город решили не выезжать. Донецк, Макеевку и ближайшие населённые пункты бомбят, не прекращая.
ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ
Утро началось с прилёта наших «грачей» — штурмовиков Су-25. Сегодня заметили три пары утром — с 6.00 и две пары днём. После первых птиц и гула самолётов спать уже не хотелось. В 6.30 начали чаевничать.
Сегодня планировали по случаю Дня России сделать выходной, но подумали, что поработать хотя бы до обеда не помешает. После завтрака все, кроме оставшихся в лагере двух дневальных, поехали в район городка Снежное — облагораживать памятник. Заехали в город, докупили краску, кисти и, петляя по дорогам, разбитым ещё с 2014 года, добрались до мемориала. Часа четыре пыхтели на жаре: сегодня на термометре +33. Работа спорилась. Каждый выполнял своё задание: кто-то косил траву, кто-то рубил корни деревьев, кто-то зачищал старую краску, а кто-то красил оградку. Закончив, вымыли кисти, собрали мусор и побрели к машине. Устали, но было приятное чувство, что дело сегодня мы сделали хорошо.
Вернувшись в лагерь, пообедали (на обед были гречка с тушёнкой, овощной салат и чай со сладостями), убрали со стола и направились на ближайший ставок — немного охладиться. Туда — на машине, обратно, с горки, — пешком. Судя по карте, примерно 1,5 километра — не страшно. Тем более местность удивительно живописная. Вдоволь накупавшись в прохладной водичке, с лёгкостью дошагали до лагеря, по пути собирая полевые цветы. Сделаем гербарий из растений Донбасса!
Ужин сегодня лёгкий: у кого — лапша быстрого приготовления, у кого — плюшки с мёдом и чаем. Главное, мы все вместе. Настроение — хорошее, аппетит — отличный.
ДЕНЬ ПЯТЫЙ
Ночь в Сауровке прошла спокойно. Почти. У наших северян, надышавшихся накануне запахами разнотравья, началась аллергия: они не могли дышать. «Храпели» в лагере через одного. Я с мужем Сергеем осталась заведовать кухней и… лазаретом.
Тем не менее ребята, которых совсем уж не скосила аллергия, завершили работы по благоустройству воинского захоронения на гражданском кладбище в Сауровке: покосили траву, удалили кустарник, очистили и покрасили могильные раковины и стелы. Почистили мраморную мемориальную плиту и обновили на ней надпись. Самое главное, на стеле были установлены фотографии захороненных здесь младшего лейтенанта П.Н. Овчаренко, 1921 года рождения, и его ровесника — младшего лейтенанта И.Н. Пашкова. Фото покоящегося здесь старшего сержанта И.Т. Сукманова, к сожалению, пока не найдено.
P.S. Утром была объявлена воздушная тревога. Мы ещё не понимаем, какому именно району угрожает опасность. На всякий случай чаще смотрим на небо.
ДЕНЬ ШЕСТОЙ
В связи с сильным обстрелом Донецка, наш день, а точнее — утро, началось в 2.30. Всю ночь мы наблюдали за движением в небе и слышали звуки движущейся техники. Страшно. Ребята, это реально страшно осознавать, что где-то рядом идут боевые действия. Наши коллеги-волонтёры уже двое суток сидят в подвалах. Нам везёт больше: мы в тылу.
На работу поехали по графику. Настроение хорошее, только все немного задумчивые. Подписались на чат «Донецк ЧП». Теперь мы можем следить за последней информацией в режиме онлайн. По дороге разделились на две группы. Первая снова отправилась на закупку стройматериалов и продуктов, а вторая — сразу на объект. И закипела работа: выкосили траву, разобрали разбитую клумбу, открутили и покрасили таблички, привели в порядок памятник. К обеду на объекте собралась вся группа, и работа ускорилась. Но всё же, мемориал очень большой — так что заканчивать будем завтра.
P.S. В течение нескольких дней всё шло, как по накатанной: ночью летели транспортные самолёты, утром — штурмовики. Накануне всю ночь шла техника, но самолёты с утра не появились. Пропустить их невозможно: летят на минимальной высоте, скрываясь от радаров. И очень громко.
ДЕНЬ СЕДЬМОЙ
Сегодня у нашего коллеги из Великого Новгорода день рождения. Михаилу — 38, и мы готовим праздничный ужин. День рождения — светлый праздник, и не важно, что отмечать его приходится в таких необычных условиях.
А я занялась вишней. Компот сварен и охлаждается. Сейчас готовлю вишнёвое варенье. Ребята с севера России любят такое лакомство. Порадую их!
(Продолжение следует).
Ольга Борисова, 8(86372) 7-10-22, olya.borisova.2018@inbox.ru
salsknews.ru
Source URL: https://salsknews.ru/yana-kirshenko-trudno-peredat-slovam/
Copyright ©2025 Сальскньюс unless otherwise noted.