Юные сальчане пишут письма прадедам из военного поколения

Юные сальчане пишут письма прадедам из военного поколения
09 июля 07:30 2019 Печать 5834

В рамках акции «Письмо деду», объявленной поисковиками, юные сальчане написали около полусотни писем своим прабабушкам и прадедушкам, познавшим Великую Отечественную. Кто-то погиб, а кто-то пришёл с войны и ещё долгие годы радовал родных и близких своим присутствием в их жизни.

Кого-то самое младшее поколение застало в живых, а кто-то ушёл из жизни до появления внуков и правнуков на свет.

Кто-то героически воевал на фронте, в кто-то ковал победу в тылу. Но все они — поколение победителей, и рассказ о каждом — это яркий штрих к его общему портрету.

Екатерина Карачихина, член детского объединения «Лидер» Дома пионеров и школьников, записала свой диалог с прабабушкой Клавдией Ивановной Сенник. Она была всего лишь одной из миллионов детей войны, которым пришлось начинать свою жизнь с познания всех ужасов того страшного времени. В силу своего возраста (когда началась Великая Отечественная, Клаве исполнилось всего семь лет) она не воевала, у неё нет боевых наград, но для своей правнучки прабабушка – настоящий герой! Недавно Клавдии Ивановны Сенник не стало, и правнучка рада, что успела записать её воспоминания. Эти драгоценные крупицы памяти ничто не заменит!

«Маленькая девочка сидит на полу в доме бабушки. Комнату заливают тёплые лучики солнца, и как бы «фоном» ко всей этой благостной картине служит работающий старенький советский телевизор. Правда, на него никто не обращает внимания.

Два милых девичьих хвостика забавно подпрыгивают, когда девочка поворачивается в сторону своей бабушки — пожилой женщины лет восьмидесяти. Она сидит на стуле, смотрит в окно и чему-то улыбается.

— Бабушка, а расскажи мне что-нибудь о войне?

Вопрос заставил женщину обратить внимание на внучку.

— Что ты хочешь узнать?

— Не знаю, — девочка пожимает плечами. — Что-нибудь…

Женщина всё ещё улыбается, но теперь как-то грустно, ностальгически.

— Хорошо, Катюша! Слушай! Я совсем девчонкой маленькой была, лет семи, когда мы услышали новость о начале войны по радио. Никто и не знал тогда, что слова диктора перевернут не только мою жизнь, но и жизни миллионов людей. Мой папа совсем молодым ушёл на фронт. Я до сих пор помню тот день, когда он и другие парни собрались и пошли в военкомат, чтобы добровольцами уйти на фронт. Помню, как отец подошёл, обнял и поцеловал на прощание меня и брата и ушёл, не оборачиваясь. Я уже понимала, что, может быть, вижу папу в последний раз, а вот братишка маленький был, не понимал, почему все плакали.

— Твой папа вернулся с войны?

— Да, милая, вернулся и даже с наградами. Но было это так давно, что я даже не помню уже, где они.

— А что ещё было?

— Много чего! Даже вспоминать страшно. Когда фашисты пришли в наше село (я тогда в Бараниках жила), наш дом они превратили в свой штаб – так что нам пришлось уйти в другой дом. Помню, как пролетали над нами самолёты – и тогда мама хватала в охапку меня и брата Колю и мы прятались в подвале. А вдруг — очередная бомбёжка! Потом она побросала туда одеяла, подушки – ведь часто нам приходилось сидеть там часами, а иногда и ночевать.

— Ого! Бабушка, а твой брат – дедушка Коля – помнит что-нибудь о том времени?

— Помнит, конечно, только не так много. Однажды он побежал в наш дом, а там фашисты за столом сидят, обедают. А на столе чего только нет – и мясо жареное, и рыба, и хлеб, булочки разные, напитки. И шоколадка там лежала. Коля увидел лакомство и протянул руку. Мама тогда схватила его за руку, увести хотела, извиняться стала за непоседу. А один немец остановил её, взял шоколадку и отдал её Коле. А сам три пальца показывает и говорит «тры». Мама поняла тогда, что у него у самого дома трое детей осталось, и Коля ему сына напомнил.

— Бабушка, а когда наши шли освобождать село, как уходили немцы?

— О, внученька, уходили они страшно! Всё жгли, что видели на своём пути, всё ломали. Помню, над посёлком перед отступлением немцев самолёт пролетел и сбросил сотню листов бумаги с бранным стихотворением. До сих пор его наизусть помню! Да, война закончилась, только вот с последствиями её мы не один год потом разбирались. Долго ещё отходили от разрухи и голода. Вот такая она, эта проклятая война, Катенька. Ни за что бы я не хотела, чтобы ты узнала, что это такое».

А это письмо написала своему пропавшему без вести дедушке Михаилу Ивановичу Лозину Дарья Шматкова. К сожалению, автор не указала своих данных, поэтому ничего, кроме имени и фамилии, мы назвать не можем.

«Дорогой дедушка Миша! Пишу тебе на фронт. Когда я родилась, я не знала, что ты есть. А потом мне рассказали о тебе мама и бабушка.

Как у тебя дела? У меня всё в хорошо. Я уже закончила шестой класс. Брат Егор пошёл в детский сад. Он пока маленький, но я очень часто говорю с ним о тебе. Бабушка ждёт-не дождётся тебя с фронта, надеется, что ты вернёшься.

А ещё: теперь я учусь в новом классе, с очень хорошими ребятами. Правда, иногда скучаю по своим старым одноклассникам.

Забыла сказать: я хожу в детскую художественную школу. Когда стану старше и научусь рисовать лучше, обязательно напишу твой портрет.

Дедушка, я знаю, что ты — очень хороший человек! Я очень хочу тебя увидеть. Мне ещё так много нужно тебе рассказать. Как ты там? Как твоё самочувствие? Надеюсь, что с тобой всё хорошо. Просто я знаю, что тебе некогда отвечать на мои письма. Будет возможность — пиши!

Ты у меня — самый храбрый на свете! Я очень горжусь тобой, дедушка! Ты защищал нашу Родину от фашистов. Дедушка, возвращайся скорее! Мы все тебя ждём. Целую тебя. Твоя правнучка Даша».

Ольга Борисова, 8(86372) 7-10-22, olya.borisova.2018@inbox.ru

salsknews.ru

написать комментарий

нет комментариев

Пока нет комментариев!

Вы можете начать диалог.

Добавить комментарий


доступен плагин ATs Privacy Policy ©