ЗАЩИЩАЯ ВОРОТА КАВКАЗА: листаем подшивки районной газеты «Сальская степь»

ЗАЩИЩАЯ ВОРОТА КАВКАЗА:  листаем подшивки районной газеты «Сальская степь»
17 апреля 14:39 2025 Печать 61

80-летнему юбилею великой Победы советского народа в Великой Отечественной войны посвящается…

А эти воспоминания были записаны со слов колхозника сельхозартели имени Чапаева А. Кагальницкого.

«Пылал в грохоте и в дыму тяжёлый для нас сорок второй. Немцы сосредоточили крупные силы для наступления на юг, через сальские степи к Кавказу. На подступах к Ростову разгорелись жаркие бои. Наша зенитная часть, в которой я служил рядовым орудийного расчета, смело охраняла переправу через Дон.

Фашистские стервятники норовили разрушить мост, чтоб парализовать наши соединения, лишив их всяких подкреплений. И не было для зенитчиков ни минуты передышки: «хейнкели» в сопровождении «мессершмиттов» совершали массированные налеты, чтобы любой ценой добиться цели. Но каждый раз встречали пираты достойный отпор наших истребителей и зенитчиков.

Тогда немцы попробовали пустить лавину своих танков. Мы получили приказ — поставить часть зенитных орудий на прямую наводку. Дивизион наш рассредоточился, заняв указанные огневые позиции.

На рассвете слепые чудовища, лязгая гусеницами и изрыгая огонь, пошли на Ростов. Грохнули выстрелы зениток. Над землёй заклубился чёрный дым горящих танков с фашистской свастикой.

К концу дня на поле перед нашим дивизионом пылало девять вражеских машин. Не выдержали фрицы. Повернули назад. Но что гремит на левом фланге, у небольшого оврага с кустарниками? Там со своей огневой позиции часто-часто бьет пушка командира орудия Синеокова. Сквозь дым не разберёшь, что там творится.

Мы заспешили на помощь, короткими перебежками и по-пластунски приближаясь к дальнему расчёту. Вот и огневая позиция, развороченная, сожженная. Перед разбитым орудием, метрах в двадцати, дымился немецкий танк, вокруг которого распластались убитые автоматчики в своей мышиной форме, мечтавшие о чужом богатстве, о русских рабах. А под танком мы нашли тело Синеокова. Из полуразрушенного окопчика выполз его раненый замковой и прошептал запекшимися губами: «Снаряды кончились, и Синеоков бросился с гранатой под танк…»

Кто он был, этот русский парень-весельчак с красивой фамилией? Я не помню, откуда он родом. Но со дня объявления приказа о посмертном присвоении Синеокову звания Героя Советского Союза он для всех нас остался навсегда достойным сыном нашей Родины, как и те, кто после этой чудовищной танковой атаки пал смертью храбрых, защищая родные сальские степи и всю страну…

Среди зенитчиков было немало парней из сальских сёл. Одного из них, Алексея Юрченко, я знал близко, потому что оба мы родились и жили в Бараниках.

Однажды обманчивая тишина раскололась гулом, доносившимся с неба. Передохнув, немцы вновь бросили самолеты на Ростов, на мост, на дороги…

— Раз, два, три, четыре… пятнадцать… двадцать восемь… пятьдесят… — считал Алексей хищников с крестами.

И прильнул к орудию. Выстрел, второй, третий… Вспыхнул один из головных «хейнкелей» и на бреющем полете стремительно понесся куда-то за наши позиции. Расчет всё бил по вражеским самолетам. Задымился второй, третий крестоносец… Дивизиону было жарко.

И тут раздался страшный взрыв. Очнулись не все. Рассеялось угарное облако от прямого попадания в расчет Юрченко — и мы застыли в холодном оцепенении: зенитки смельчака не было на том месте, откуда она еще пять минут назад так метко, дерзко крошила вражеских стервятников. Хоронили мы друзей-героев в Ростове со всеми воинскими почестями.

…Потом уже, после войны, когда я был секретарем парткома колхоза имени Чапаева, я узнал, что мать и сестра Алексея Юрченко живут в нашем районе…»

Светлана Омельянович, 8(86372) 7-10-22, omelpress@bk.ru

salsknews.ru

написать комментарий

нет комментариев

Пока нет комментариев!

Вы можете начать диалог.

Добавить комментарий

Комментарий будет опубликован после модерации.