Живёт счастливая женщина: Таисия Михайловна Васканова в начале года отпраздновала юбилей

Живёт счастливая женщина: Таисия Михайловна Васканова в начале года отпраздновала юбилей
31 января 08:19 2025 Печать 152

Мудрый взгляд, улыбка, радушие, которым веет уже с порога её уютного дома. Такие первые впечатления у меня были от знакомства с моей очередной героиней.

Дитя войны, труженица сельского хозяйства с многолетним стажем, жена, мать, а теперь — заботливая бабушка и прабабушка совсем недавно отметила 85-летний юбилей. Чем не повод для очерка о хорошем человеке?

ОККУПАЦИЯ

Таисия Михайловна Васканова родилась в Сальске. Родители Михаил Алексеевич и Евгения Романовна работали в колхозе, потом — в автоколонне. Тая — самая младшая в многодетной семье Ковтун.

Её мама была очень стойкой женщиной. На войну она проводила мужа, сыновей, братьев мужа. Вернулся только один из них — старший сын. Погибли и братья Евгении Романовны. Но не в бою: они эвакуировали колхозное имущество и были настигнуты немцами, которые их расстреляли, а тела сбросили в колодец. В живых там осталась лишь одна женщина, которая спустя некоторое время указала на полицая, что их сдал. А тела братьев достали, когда пришли наши: их опознали по одежде…

В оккупацию Сальска немецко-фашистскими захватчиками маленькая Тая с мамой жила в районе Школьной площади, у железной дороги. Когда взрывали рельсы, всё летело в их дворы.

Мама много ей рассказывала о том времени, а что-то Таисия Михайловна и сама помнит.

УМНЫЙ ПОЛЁТ

«Немцы поселились почти во всех дворах сальчан, — рассказала Таисия Михайловна. — На месте нынешнего детского сада на Школьной площади фашисты штаб развернули. Вокруг же было чистое поле, это уже потом понастроили зданий. Потом там была начальная школа, где я училась до 4-го класса, а после — в девятой железнодорожной школе…»

Помнит женщина, как они детьми прятались в окопах, как из разорванных взрывами рельсов делали бомбоубежища. «2-3 двора объединялись, рыли углубление, сверху этими железками накрывали, на низ перину вместо подушек клали, на которой покатом маленькие дети сидели, а старшие — на вырытой из земли завалинке, — вспоминает рассказы мамы Таисия Михайловна. — От голода спасали огороды, сады. Хорошо помню, что у нас была собака по кличке Полёт. Такая умная была: если летел немецкий самолёт, пёс бросался к дому, кидался к окнам, лаял отчаянно, а если наш — то совершенно спокойно себя вёл… Ещё у нас жила эвакуированная семья из Ростова. Мы до сих пор, к слову, знаемся с их детьми и внуками. И у них одна девочка глухонемая была. Когда мы, дети, оставались одни дома и объявляли воздушную тревогу, она видела, что мы под кровать лезем прятаться, и за нами следом ползла…»

СРЕДИ ВОРОН ПОПАЛ

Помнит Таисия Михайловна, как они пленного спасли. Дело в было в марте. Немцы гнали узников по улице — и тут грянул взрыв. Двое кинулись в огород к Ковтунам. Мама и сосед-турок спрятали их. А один немец увидел пленного во дворе и говорит: «Кто это?» «Сын младший», — ответила мама. Пришлось настоящему сыну, которому было тогда 16 лет, у тетки прятаться, а пленный жил у них до самого ухода немцев из города.

Рассказывала мама ещё такой случай. Как-то она зашла в дом, а там сидит немецкий офицер и фотографию рассматривает. Поднял голову, посмотрел на маму. Она спросила: «Киндер?» Он: «Я, я». И прослезился.

«Не раз он предупреждал потом маму: мамка, город бом-бом, — и нас прятали, — рассказывает Таисия Михайловна. — Вот такой немец у нас жил… Маме даже жаль его было, видела, что не хотел он убивать и грабить, а даже помогал, в ущерб иногда себе. Как-то она даже сказала ему: «Что, среди ворон попал и по-вороньи каркаешь?» А он сказал: «Приходится…»

ИДЁМ НА БЕРЛИН!

Младший брат тем временем рванул на фронт. В Ольгинской стояла танковая часть — и он уехал. Писал письма, а потом — тишина. И последнюю телеграмму семья от него получила на красивой открытке. В ней — два предложения: «Идём на Берлин. Победа будет за нами». И пропал без вести. А отец Таисии умер от ран в госпитале — на него пришла похоронка…

Ушли немцы, оставив после себя разрушенный город. Мама Таисии, чтобы купить хлеба, делала в баночках закваску и шла на базар продавать. А там — солдаты. Без руки, без ноги, на инвалидных колясках… И каждый баночку свою протягивает: дай хоть ложку. Ну, что та ложка! Мама пораздаёт почти всё, оставит, чтобы хоть хлеба купить домой. И просит солдатиков: вы покушаете и баночку-то принесите, а то они на вес золота…

ФРУКТЫ — РАНЕНЫМ

Помнит Таисия Михайловна ещё вот что. Жила у них на квартире медсестра из Сысоевки, которая работала в госпитале, что в старом здании банка находился. Как она шла на службу, то брала с собой маленькую Таю. Девочка собирала в бумажные кулёчки фрукты из своего сада, несла в госпиталь в плетеной корзине и разносила по палатам.

«Меня знал весь госпиталь, — вспоминает Таисия Михайловна. — И один лётчик так проникся ко мне, что я стала думать, что это мой папа. «А дочь моя где?» — спрашивал, если я не приду в какой-то день. И когда он выздоровел, то, улетая на службу, над домом нашим сделал два круга. И больше мы не виделись…»

ЗАКРУЖИЛА ЖИЗНЬ

После седьмого класса Таисия поступила учиться в Башанту, в сельскохозяйственный техникум. Получила профессию зоотехника. Попала работать в Азербайджан, на буйволиную ферму: к тетке приехала в гости, в горное село, да и осталась. Там мужа своего встретила. Сыграли по всем правилам русскую свадьбу.

Потом переехали в Сальск, муж Владимир получил высшее образование, занимал высокие посты в милиции, дослужился до майора. Она сначала в птицесовхозе в Маяке работала зоотехником-селекционером. Затем — зоотехником по искусственному осеменению на госплемстанции на ипподроме. После её перевели в инспекцию по заготовкам и качеству продуктов. Курировала мясокомбинат и молзавод. Потом первый секретарь Сальского райкома КПСС Василий Петрович Воронин вызвал её и говорит: «Тася, нам нужен зоотехник в управление сельского хозяйства». Туда и перевелась. А спустя некоторое время переехала в Степной Курган, работала зоотехником. 12.000 коров. 30.000 овец, свинотоварная ферма, утятник был — хозяйство большое, работы много. Без устали трудилась Таисия Михайловна. Почти 40 лет в сельском хозяйстве — её трудовой стаж. Не счесть Благодарственных писем, грамот победителя соцсоревнований. «Работали много, дружно, весело», — вспоминает труженица.

А потом началась перестройка. Таисия Михайловна поняла, что время начало меняться, а она-то родом из Советского Союза, привыкла, чтобы был порядок во всём. А порядка не было. И — ушла на заслуженный отдых.

ПРОЖИЛА БЫ ТАК ЖЕ

Снова в Сальск вернулись. Дети выросли, внуки пошли. Жизнь своим чередом шла. А потом мужа не стало. 50 лет прожили вместе, счастливо и дружно. Горько и больно терять родную душу, но — надо жить дальше.

Решила вернуться в Степной Курган. Сейчас живёт рядом с сыном, внука младшего помогает воспитывать. Любит готовить, выращивать цветы, гостей встречать. И, если бы можно было прожить жизнь сначала, она бы прожила её так же.

В жизни Таисии Михайловны было всё: война, большая любовь, любимая работа, настоящие друзья. Она благодарна судьбе за каждый прожитый день, ведь он принёс ей в своё время большое счастье, а сегодня — незабываемые воспоминания о днях минувших, но таких дорогих сердцу…

Светлана ОМЕЛЬЯНОВИЧ, 8(86372) 7-10-22, omelpress@bk.ru

salsknews.ru