Война меняет человека. Игорь Довгопол с позывным Удав ушёл на фронт добровольцем, полный решимости и желания помочь СВОим. А вернулся с тяжелым ранением, долгой реабилитацией и полной неопределённостью: что же делать дальше?..
ХЛЕБНУЛ ЛИХА
Майор, помощник начальника отделения по планированию, предназначению, подготовке и учету мобилизационных ресурсов военного комиссариата Сальского, Песчанокопского и Целинского районов Игорь Довгопол — человек очень спокойный, скромный, немногословный. И только по глазам его можно прочитать, что хлебнул он лиха сполна, что немало тяжких испытаний выпало на его долю.
Его дважды коснулась война. В первый раз — пронесло, вернулся домой живым-невредимым, а вот во второй раз повезло меньше — где-то в лесополосе, на просторах Краснолиманского направления, танковый снаряд противника лишил его руки…
МЕЧТА СТАТЬ ВОЕННЫМ
Родом Игорь из Сумской области Украины, поселок Чупаховка. Когда ему было два года, родители переехали в Краснодарский край, в станицу Красноармейскую. Школу там окончил. В старших классах мечтал стать военным и после выпускного поступил в Харьковское гвардейское высшее командное танковое училище.
Потом по распределению попал в Николаев. Почти четыре года, с 1991-го по 1995 год, прослужил в части. «Трудное время. Тяжело было, по три-четыре месяца зарплату не платили», — вспоминает Игорь.
Потом по семейным обстоятельствам уволился из армии и вернулся к родителям.
Встретил свою вторую половинку, женился. А поскольку супруга его — из Сальска, в 1996 году они переехали в наш город. Так что почти 30 лет он уже сальчанин.
КОМАНДИР ГРУППЫ
В Сальске Игорь Николаевич работал в структуре МВД — и в ОВД, и в транспортной полиции. Возглавлял одно время отдел участковых. Обычная семья, дела, заботы, дом, работа — всё, как у всех. И — как гром среди ясного неба: война…
В ноябре 2022 года решил пойти на СВО добровольцем и Игорь. Попал в подразделение «БАРС-12». Опытного бойца назначили командиром группы разведки, которая работала на Краснолиманском направлении.
«Ничего не пугало, — рассказал Игорь. — Это ведь не первый мой боевой опыт. Работая в МВД, был на второй чеченской войне. Полгода в горах воевал. Должность интересная у меня была — специалист по планированию и проведению спецопераций. Успешно спланировал и провел немало операций. Учитывая этот опыт, в БАРСЕ меня и назначили командиром группы разведки».
ДРУГАЯ ВОЙНА
Как приехал на место, первым делом Игорь, который сразу получил позывной Удав, вместе с сослуживцами выкопали блиндаж. Неделя на это ушла. Параллельно оттачивали боевые навыки, вспоминали, кто что знал, учились новому. А учиться было чему. Ведь в Чечне Игорь столкнулся с одной войной, а тут — другая.
«Это совсем не та война. Если в Чечне мы противостояли автоматам, гранатомётам, то здесь тебя накрывают дроны, артиллерия, — рассказывает Игорь. — Я сразу же столкнулся с «птицами», наше подразделение немало перебило их, но и нам тоже доставалось».
НОЧНОЙ ШТУРМ
Игорь повоевал немного — 2,5 месяца. Видно, у каждого свой срок на СВО…
13 января 2023 года его группа пошла на ночной штурм. Операция прошла удачно: семеро боевиков было уничтожено, пятеро взято в плен. Вроде бы успех и можно откатываться на ПВД, но группе было приказано остаться на рубеже — на случай атаки.
«Мы и остались. В атаку противник не пошёл, зато бомбили нас из всех видов орудий. — рассказал Игорь. — Были мы в лесопосадке. Вырыть окоп или хоть какое-то укрытие не было возможности. Холод, зима, а вокруг нас земля дымится. И совсем негде укрыться. Ночной штурм начался в 10 вечера — и до трёх часов следующего дня мы были под огнём. Роковым стало попадание танкового снаряда. Я даже помню четко время: 14 января, в 14.45, это случилось. Группу раскидало: трое «двухсотых» и трое «трехсотых». У меня рука висела на коже. Я ребятам сказал, чтобы наложили жгут и поставили время. Там же один час 20 минут — и больше нельзя, надо отпускать на 15 минут. Поэтому я всё контролировал, был в сознании. Как только перевязали раненых, мы двинулись к своей изначальной позиции, до которой было всего 2,5 километра. Но эти 40 минут показались нам вечностью…»
Игоря эвакуировали, он попал в госпиталь Лисичанска. Как сам говорит, там и оставил часть себя — 2/3 руки ему ампутировали…
18 января бортом его доставили в Питер, и там до сентября, восемь месяцев, он проходил реабилитацию. Не отпускали, пока не получил протез по программе министерства обороны.
ПОМОГ ВОЕНКОМАТ
Он и сейчас на связи со своими ребятами. Правда, половины из тех, кто ходил с ним в разведку, уже нет на этом свете. С теми же, кто так же, как и он, после ранения остался жить «за себя и за того парня», часто созванивается.
«Один в Ростове работает, второй — в Симферополе. Общаемся. Нам есть что вспомнить», — говорит Игорь.
СВО для него — позади. Надо входить в мирное русло. И тут майору Довгополу помог военкомат.
«Когда я пришёл сюда сдавать какие-то свои документы, мне неожиданно предложили работу, — говорит Игорь Николаевич. — Отказываться не стал. Человек-то военный, хочу приносить пользу, пусть и в тылу. С 2023 года работаю, сейчас помощник начальника отделения по планированию, предназначению, подготовке и учету мобилизационных ресурсов военкомата. Дружный коллектив: я помогаю — и мне помогают…»
НАСТАВНИК МОЛОДЕЖИ
Теперь он делится своим опытом с участниками СВО. Рассказывает, как всё было, через что прошел. А те, когда приходят в отпуск, всегда заглянут к Игорю Николаевичу, поинтересуются здоровьем.
А одному парню, который после срочки собирался подписать контракт, он позывной придумал.
«Пришёл ко мне как-то парень, говорит: пойду на фронт, — рассказывает Игорь. — А я ему и отвечаю, мол, смотри, там тяжело, не то, что было у тебя до этого. Но он не испугался. Только спросил, какой бы ему позывной взять. Говорит, Лисом хочу быть. Лисов много, отвечаю. И, глядя на этого худенького парнишку, посоветовал ему другой: Вук, по имени героя одного известного мультфильма, сюжет которого рассказывает о приключениях маленького озорного лисенка Вука. Так он и остался Вуком. Живой, ранен, правда. Приходил недавно в отпуск, общались…».
ВЕРНУТЬСЯ К МИРНОЙ ЖИЗНИ
Если бы не ранение, он и сейчас был бы на фронте.
«Там всё понятно. И человека сразу видно, какой он и чего стоит, — говорит майор. — Пройдя через многое, я рад, что помогаю ребятам хотя бы так, находясь здесь, в военкомате, с плаца которого и сам уходил на фронт. Великой печалью отзываются в сердце имена ребят, которые не дожили до Победы. А ведь она обязательно наступит. Обязательно…».
Участники СВО, которые возвращаются к мирной жизни, находят себя в разных профессиях. И наша газета обязательно расскажет о них. Мы, кстати, уже писали об учителе из третьей школы Матвее Ткачёве, который учит ребят основам безопасности жизнедеятельности и начальной военной подготовке. Матвей на СВО был помощником пулемётчика, затем воевал в составе десантно-штурмовой бригады. Писали и про наводчика-оператора танка Дмитрия Михальченко, которого наградили Георгиевским крестом IV степени.
Много их, парней, которые отслужили своё, были ранены, но вернулись и нашли себя в мирной жизни. За которую так бились сами и за которую бьются теперь их товарищи…
Светлана Омельянович, omelpress@bk.ru
salsknews.ru
Комментарий:*
Логин*
E-mail*
Даю согласие на обработку персональных данных, согласие на обработку данных Яндекс.Метрикой, ознакомлен с политикой конфиденциальности.
Комментарий будет опубликован после модерации.
Ваше имя (обязательно)
Ваш e-mail (обязательно)
Тема
Сообщение
Версия для слабовидящих