Наши строители БАМа: супруги Еременко рассказали о своём участии в главной стройке прошлого века

Наши строители БАМа: супруги Еременко рассказали о своём участии в главной стройке прошлого века
24 июня 09:49 2024 Печать 217

50 лет назад на XVII съезде ВЛКСМ была объявлена новая Всесоюзная комсомольская стройка — Байкало-Амурская магистраль. Со съезда на БАМ отправился первый поезд со стройотрядом из делегатов-комсомольцев. Большая стройка шла 10 лет, обрастая легендами, песнями и городами-поселками вдоль магистрали. Четыре года в одном из них прожили и наши земляки — супруги Еременко из Степного Кургана.

СТАРШИЙ БРАТ

Михаил Николаевич Еременко родился в Степном Кургане, на 30-й балке — была такая животноводческая точка, где выращивали лошадей. Вместе с отцом он с четырёх лет был при конюшне, рано научился ездить верхом, а как чуть подрос, участвовал в скачках, которые часто проходили в совхозе им. Фрунзе.

«Детство у нас было простое, доброе, — рассказывает Михаил Николаевич. — Три сестры и я — старший брат. Огород, хозяйство, с нами прабабушка жила, присматривала за нами. Рыбу ловили, сусликов. Я с отцом на конюшне пропадал, до сих пор люблю лошадей, скачки, хоть сейчас запросто верхом могу полихачить…»

В своё время отслужил в армии, после работал в стройчасти в родном совхозе. Женился на местной девушке, с которой учился в одной школе. Уехал в Калач-на-Дону Волгоградской области. Там два года проработал в мостотряде. А потом Михаила Николаевича послали в командировку в Тынду. Там узнал условия проживания, заработок, что машину можно получить, — и предложил супруге тоже отправиться туда. В июле глава семьи уже был на пути к будущей Байкало-Амурской магистрали.

ПРИГЛАСИЛА НА ТАНЕЦ

Супруга Михаила Николаевича Валентина Владимировна родом из Крыма. Её родители там встретились, хотя оба были из Ростовской области, создали семью.

«Папа работал на лесоразработках, мы с ним часто путешествовали — куда его посылали по работе, туда и мы ехали, — рассказывает Валентина Владимировна. — У меня детство было хорошее: лес, друзья, ягоды-грибы. Даже медведя встречала, когда малину собирала…

А когда мне было шесть, мы с братом заболели — и бабушка с дедушкой, которые жили в совхозе Фрунзе, забрали нас к себе. Вскоре и отец с матерью сюда переехали. Дедушка работал бухгалтером и с детства учил меня математике, со счётами работать, умножать и делить. Так что к школе я уже умела считать…

А с Михаилом Николаевичем мы вместе со школьной скамьи, он сказал Вам? Да, как-то в девятом классе на Новый год я пригласила его на танец — и всё: с тех пор мы вместе. До этого мы учились в разных классах, потом в девятом нас объединили — и два года мы проучились вместе. Перед армией расписались, он ушел служить, а я его ждала. Окончила в Сальске курсы продавцов, стала работать в посёлке. Как Миша вернулся из армии, стали строить быт, дети появились. А потом мы уехали в Калач, оттуда — на БАМ…»

«ВЫЕЗЖАЙ, ВАЛЯ!»

Пока жена с детьми собирались в дорогу, Михаил Николаевич ждал их в посёлке на берегу реки Зея, мост через которую, — а это самый крупный мост на всей магистрали, — тогда только начинали строить.

«Только представьте: сначала там была одна землянка от геологов, которые пробили маршрут будущей магистрали, а так — тайга вокруг. Когда мы приехали в июле, нас было человек сто, — рассказал Михаил Николаевич. — Костяк составляли волгоградцы и калачовцы. Сорок человек семейных. Нам сказали: хотите — сами стройте дом, хотите — ждите бригаду. И мы начали строить, за месяц поставили щитовой дом, и я дал телеграмму: «Выезжай, Валя».

«Мы сначала вещи в контейнерах отправили, потом собрались сами — и в аэропорт, — рассказывает Валентина Владимировна. — Волгоград, Москва, Чита… Там решили на поезд пересесть. Такое воодушевление было, в дороге песни пели про БАМ, которые знали на тот момент… И вот 16 октября приезжаем в Тыгду. На станции сходим — а там снег лежит. Мы с детьми по-осеннему одетые, удивились, конечно, такой перемене в погоде. Ну, в общем, встретил меня и детей муж, в Тыгде переночевали, наутро нас в вертолет посадили — и полетели мы строить новую жизнь. Есть даже фотография, как вертолет приземляется среди поваленных деревьев в посёлке, где обосновался мостотряд мужа. Помню, речка Зея и везде — сказочная тайга. Начали мы обустраиваться, в новом доме обои поклеили. На работу пошли устраиваться — бетонщицами. Но тогда для нас работы такой не было. И нам сказали: пойдёте малярами-штукатурами? Пойдем, а что нам? Молодые, полные сил, за любую работу хватались…

Сына отдали в первый класс — школа в посёлке уже стояла. А вот детсада ещё не было, и мы выходили из положения так: сегодня в одном доме собираем малышню — и смотрит за ними одна мама. На другой день у кого-то ещё устраивали детсад, и так вот, по очереди, и присматривали за ребятнёй, пока детсад не построили.

С продуктами проблем не было. Хорошо помню яйца «из будущего» — нам их, например, 5 числа доставляют, на них штампик — 6-е число такого-то месяца. Мясо было, в основном, оленина. Мороженая. На санках едешь за ней, везешь домой и рубишь, чтобы в холодильник поместить. Мандарины, яблоки завозили. А вот дефицитом у нас были обычные подушечки-карамельки. Шоколадных — сколько хочешь и каких хочешь. А вот с карамельками — проблема. И сухой закон. Только на праздники разрешался алкоголь. Новый год, 8 Марта — все праздники встречали семейно, дружно. Сохранилось много фотографий, где мы то в речке купаемся, то за грибами-ягодами ходим, то с горки на санках катаемся… Я там часто детство своё вспоминала: прошло же по сути в таком же месте, среди лесов с брусникой-голубикой и грибами. Весело было… В Дом культуры, помню, с концертами приезжали известные певцы, артисты. Их песни мы помним до сих пор…

И странно было потом читать в центральных СМИ, что БАМ строили заключённые. Рядом не было ни одной зоны, преступность была практически нулевая. Чаще всего вагончики и дома даже не запирались на замки, в засов просто вставлялась палочка, больше для того, чтобы показать, что хозяев нет дома…

Климат там был почти как у нас, только снег рано выпадал и держался до самого апреля. А лето — жаркое. Мы однажды приехали в отпуск сюда — и нам говорили: когда вы успели на море побывать? Так а мы в Зее купались, там и загорали…»

ЛУЧШИЕ, ГЛАВНЫЕ

Супруги признаются, что годы, проведённые на главной стройке страны, были одними из лучших. И по сей день они вспоминают то время, жалеют, что рано уехали.

«Покорять вечную мерзлоту было нелегко. Но там была такая атмосфера, что мы, молодые ребята, готовы были горы свернуть. А главное — была уверенность в завтрашнем дне. Мы все так себя там чувствовали: лучшие, нужные, главные, и нас — много! Это была не просто комсомольская стройка, стройка века, это был интернациональный проект, — рассказывает Михаил Николаевич. — Сюда ехали люди со всего Союза. И жили все дружно, вместе отмечали праздники, собирались за одним столом. БАМ в то время хорошо снабжался и в промышленном, и в продовольственном плане. Всё-таки стройка века, такой проект! Зарплата доходила до 600 рублей, в то время как средняя зарплата по стране составляла 150 рублей. Я заработал на машину. Сначала надо было выплачивать за неё, а потом только получаешь. Вот у меня из зарплаты высчитывали 250 рублей. А получал минимум 550-600 рублей. Плюс у жены зарплата была 250 рублей. Её навыки бетонщицы к тому времени пригодились — Валентина заливала бетонные блоки будущего моста через Зею.

А какие охота там, рыбалка — всегда возвращался домой с добычей! Столько воспоминаний память хранит, как ходили на медведя, на лося…»

ДЛЯ ВНУКОВ-ПРАВНУКОВ

Провели Еременко на БАМе четыре года и вернулись в Степной Курган, где в помощи нуждались их родители. К тому времени сын четвёртый класс окончил, дочь — первый.

Михаил Николаевич отучился на курсах водителей и пошёл шоферить. Валентина устроилась на огород, потом — в детский садик. Вскоре после возвращения на малую родину у супругов появилась ещё одна дочь. Хозяйство выделило Еременко дом. Жизнь пошла своим чередом. Вот только БАМ они не забывают, часто вспоминают, как там жили-строили. И гордятся, что были частью грандиозной стройки страны.

Сегодня оба уже на пенсии. С утра встанут — идут управляться: держат для внуков-правнуков птицу, бычков, кроликов. За 57 лет, что они вместе, ни разу серьёзно не поссорились. А ведь в жизни всё было — и хорошее, и плохое. Но мысли расстаться — никогда…

Когда я уезжала от Еременко, то не могла пройти мимо цветущего палисадника Валентины Владимировны — каких только цветов здесь нет! Пока я любовалась и вдыхала аромат гвоздик, супруги сделали мне подарок: Николай Михайлович срезал розы, а Валентина Владимировна собрала в дорогу чебуреки с крольчатиной и говядиной, которые напекла с утра. Спасибо, дорогие мои! Долгих лет жизни вам обоим!

Светлана Плещенко, 8(86372) 7-10-22, omelpress@bk.ru

salsknews.ru