Поздравить ребят с Новым годом на позициях стало делом чести для волонтёров. У каждого из них есть семья, дети, но есть и чёткое понимание того, что за лентой тоже ждут те, у кого дома есть родные и близкие люди, но из-за идущей спецоперации солдаты России не могут находиться с ними в новогодние праздники. Поэтому под Новый год два автомобиля, доверху забитые подарками и гумпомощью, отправились на два направления — в ДНР и ЛНР.
УТРО НА БЛОКПОСТУ
Что может быть лучше, чем подарить бойцам новогоднее настроение? Вот даже не знаю, правда. Я ни капли не пожалела, что отправилась вместе с волонтерами именно в эту новогоднюю поездку и ещё раз благодарна Юрию Куликову, Елене Ищенко, Анне Уваровой за эту возможность, за непередаваемые эмоции, с которыми нас встречали и провожали парни.
Надо было видеть лица ребят на первом же блокпосту, когда к ним из машины вышли Дед Мороз и Снегурочка с подарками. Ребята не ожидали, расплылись в улыбке, стали вспоминать стихи из детства. Совсем молодые — мобилизованные и добровольцы. Они находятся на своём посту день и ночь, сменяя друг друга. В одной смене — ребята местные, из ДНР, и из северных городов нашей России.
Пока ждали ребят, которым привезли гуманитарку, поработали вместе с ними — останавливали машины для проверки документов. Несмотря на раннее утро, настроение у всех было особенное. Обмен конфетами, апельсинами, поздравлениями — и вот к нам уже сворачивает первый «Урал» с бойцами…
РАДОВАЛИСЬ, КАК ДЕТИ
Даян с позывным «Степь» — из Яшалты. Его земляки передали ему привет, поздравления, индивидуальные посылки, готовую продукцию, маскировочные сети. А Дед Мороз, в роли которого выступила супруга нашего Юры Мария, вручил подарки. Вы знаете, взрослые парни были, как дети, рады вот этим новогодним кулькам с подарками! Собственно, они и так — чьи-то дети. А в условиях военного времени получить подарок от главного символа Нового года — вдвойне приятно.
«Настроение сразу подняли. Спасибо, мы не ожидали, — говорит Даян. — Здесь ваше внимание особенно ценится…»
Даяну — 24 года, отучился в Санкт-Петербургском военном институте, попал после в 34-ю бригаду оперативного назначения в Нижегородской области и четыре месяца назад с личным составом убыл на выполнение боевых задач. Сейчас исполняет обязанности замполита третьей роты оперативного назначения.
«Основная задача подразделения — обеспечение общественного порядка и охрана общественной безопасности, — пояснил Даян. — То есть в своей зоне ответственности поддерживаем порядок, патрулируем, задерживаем дезертиров и тех, кто пытается нарушить порядок. Пока всё — в штатном режиме».
В военные Даян пошёл сознательно, по примеру двоюродного старшего брата. Он со школьной скамьи наставлял младшего на военную службу.
«Армия — это всегда почётно и мужественно, — говорит Даян. — Это — про отвагу и честь. Я ни разу не пожалел, что выбрал именно такую профессию — Родину защищать…»
Даян приехал за гуманитаркой не один, вместе с водителем Замиром. Он родом из села Чинар Дербентского района Дагестана. В армии в 2014 года. «С детства хотел стать военным, — говорит Замир. — Здесь свой мир, мне понятный. Каждый день — служба, поддержание физической готовности личного состава, полигоны, выезды. Контракт буду однозначно продлевать, ведь моё место — здесь…»
ХОРОВОД У «ШТОРМА»
Знакомый маршрут в один из самых обстреливаемых районов Донецка. «Грады», расчищенные лесополосы, груды гильз вдоль дороги от выпущенных по позициям ВСУ снарядов из разного вида орудий…
На мгновение мне показалось, что в городе действительно стало тише после того, как наши взяли Марьинку. Но это была обманчивая тишина. Не прошло и получаса после въезда в город, как началась «прилетная» перекличка артиллерийских и миномётных расчётов. Да, город взят, однако противник продолжает надеяться на возвращение утраченных позиций и бьёт с дальних расстояний.
В Донецке было две точки выгрузки — у нашего земляка «Рябого» из Приречного и «Бурого» из Калмыкии. Первый служит в «Шторме» старшим сапёром, и застать его на отдыхе было задачей не из лёгких. Но нам — повезло.
Стук в дверь — и вот на пороге наш Роман. Сказать, что он никак не ожидал увидеть Снегурочку, это ничего не сказать. Но у меня была своя программа — как вы поняли, роль Снегурочки взяла на себя я. Пока мой Дед Мороз «пробирался с подарками по лесу», ребята что должны были сделать? Правильно: дружно его позвать. Загадки, шутки, стихи и, конечно, хоровод вокруг импровизированной ёлки… Наши бойцы получили просто колоссальный заряд новогоднего настроения. А когда они принимали подарки, у каждого в глазах блеснула слеза…
А РЯДОМ — «ПТИЧКИ»
Один из самых важных подарков, который получили сапёры, был коптер, с помощью которого парни выслеживают позиции противника и обезвреживают их. Руководят «птичками» «Кабан» и «Сорока». У первого таких вот «птичек» было уже штук 12. Поэтому коптеры так важны для них, каждый — на вес золота, ведь их взрывают, подстреливают.
«Кабан» — командир отделения. Родом из Нефтеюганска Ханты-Мансийского автономного округа. Живёт в Краснодаре. Мобилизованный. Говорит, что сейчас меньше вылетов, ведь задача по взятию Марьинки выполнена. Но, в любом случае, работы много.
«До отпуска в день по 40 вылетов стабильно было, — рассказывает «Кабан». — Сегодня мы также продолжаем работать на боевых задачах. К Новому году особо не готовимся, в любой момент нас могут вызвать. Например, прошлый Новый год провели на заполнении позиций. Это когда фронт продвигается, мы должны были прикрывать укрытия, чтобы в случае возвращения противника не было пустых мест в тылу. Сейчас стоит задача работать на «птичках». Спасибо всем, кто помог их приобрести. Когда есть одна рабочая и три запасные, это очень хорошо. Потому что это — расходники. В магазине её не купишь, как булку хлеба, поэтому надо всегда иметь запас. Вот вы сегодня привезли, ещё одна едет — уже спокойней на душе…»
На бытовые условия здесь никто не жалуется. Обычный дом, в котором живут мужчины, для жизни здесь есть всё необходимое, а главное — тепло. У каждого есть своё спальное место, что уже считается роскошью.
«За это время я изменился, наверное, только внутренне, — рассказывает «Кабан». — На какие-то бытовые проблемы уже не так смотришь. Есть крыша над головой и где голову приложить — уже довольно. Это же боевые действия. Не санаторий. Комфортабельных условий никто не обещал. Мы сами устраиваем быт под себя, не жалуемся. Знаем, что бывает и хуже. И Новый год, если всё нормально, тоже отметим: обязательно оливье и винегрет, как дома, приготовим…
На выезды ездим, согласно заданию. По времени по-всякому выходит. Если по инженерному делу успеваешь сделать за час-два работу, то свободен. Нет — возвращаешься на базу, а утром опять заходишь. По нашему профилю ночью не поработаешь. Даже «птички» в сумеречное время плохо летают из-за того, что камера начинает пикселить. Управляем ими с «Сорокой». Он научился «летать», когда я в отпуске был. Сейчас посменно «вылетаем» на задания.
До СВО я занимался обслуживанием бассейнов. На срочке был в снайперской роте, в параде Победы даже участвовал в Москве, после служил в инженерных войсках. Никогда не думал, что меня ждёт фронт, что повестку вручат. Не успел оглянуться, расписался — и уже на сборном пункте. Как в Великую Отечественную. Только сегодня по-другому воюют. Но смысл тот же — отогнать фашистов, не дать им поднять голову. Во имя этого гибли наши деды, прадеды. И вообще на фронте всё по-другому кажется. И дружба особо ценится. Я вот с этими пацанами — с «Рябым», «Манулом» — с самого начала. Сдружились, поддерживаем друг друга…»
БЕРЦЫ С ДРОНА
Поскольку больше разговаривали о «птичках», «Кабан» показал нам видео своей, не побоюсь этого слова, ювелирной работы. Вот летит дрон, ищет точку, куда можно завезти группу. А вот сам решил отвезти груз. Главное, чтобы не больше 700 граммов был вес. Кстати, не только взрывные устройства перевозит боец, но и обычные, простые вещи. Ведь на передовой заменить те же батарейки в рациях уже проблематично: надо разряженные отнести в склад, оттуда принести заряженные. А это — дорога, в которой всякое может случиться. И чтобы исключить этот человеческий фактор, иногда приходится прибегать к помощи дронов. Так и бывает: летишь над позицией, собираешь разряженные батарейки, а назад везёшь заряженные.
«Воду возил, мешки — парни роют окопы, блиндажи, надо куда-то складывать землю, песок. А потом, кстати, из этих мешков неплохое оборонительное заграждение получается, — рассказывает «Кабан». — Даже берцы перевозил на позиции. Был такой случай. Однажды утром зашли на работу, как обычно, и видим, пацана на носилках несут — того, кому пару дней назад вез на «птичке» берцы. Его затрёхсотило сильно. И он говорит: «Ты «Кабан»? Брат, не могу встать, поблагодарить, дай руку, и спасибо тебе за помощь». Такой вот случай… Конечно, и снаряды перевозил. Бывало, на мину кладешь заряд и улетаешь. Работал с пехотой и свои задачи одновременно выполнял. Словом, дел много, главное, остаться незамеченным и живым…»
А пока общались с парнями, над головой прожужжал вражеский «мавик». Чтобы остаться незамеченными, пришлось быстро укрыться в помещении, где Роман поделился историей своего чудесного спасения. Дело было в аккурат перед отпуском. На их позициях сгорело всё, вплоть до броников и касок, а самодельные взрывные устройства, которые они сами мастерят на сбросы, сдетонировали. Наш «Рябой» был в шаге от смерти тогда, говорит, вот был бы отпуск так отпуск…
СИЛЬНЫЙ ДУХ
Командир такового взвода Олег с позывным «Медоед» тоже служит в составе «Шторма». Родом из Краснодарского края. Мобилизованный.
«Пришла повестка, два часа — я собрался и уехал, — говорит танкист. — До этого в БАРСе был. Обучался на Т-90М «Прорыв» в Питере. Сейчас на них воюем. Хочу сказать, что у нас самые современные танки, самые сильные люди — и победа обязательно будет за нами!».
Спросила я, как давно Олег был на боевом задании. «Да только вчера вернулся, — отвечает «Медоед». — Удачно отстрелялись, поразили цели, задачи выполнили. Все во взводе люди опытные уже, универсальные, способные взаимозаменить друг друга в случае чего…
Трудно терять товарищей, это просто невыносимо. Но это — данность. Потери есть с каждой стороны, но с той — больше. У нас люди гораздо сплочённей. Дух есть. А у них он падает по разным причинам. Знаем точно, что по три месяца зарплату не получают. И моральный дух украинских бойцов падает…»
ПРИВЕТ «БУРОМУ»
Пока отгружались, подъехали артиллеристы. Руслан «Фортуна» из Дагестана в 2017 году подписал контракт. На СВО — с самого начала. Он — механик-водитель. Дома был месяц назад.
Он и Эльбрус «Гора» из Волгодонска приехали забрать гуманитарную помощь для «Бурого» из Калмыкии. Тот был на боевом задании. Наводчик по специальности. Под Новый год получить вкуснятину из дома, генератор и просто подарки от Деда Мороза — ну, что ещё лучше может подзарядить бойцов? Настроение сразу поднялось, и, загрузив полную «буханку», совершенно незнакомые до этого нам ребята отправились на свои позиции.
Кстати, живут они в заброшенных домах, на места расположения расчётов выезжают по заданию. «Большое спасибо всем неравнодушным людям за помощь, особенно — за генератор, и вообще за внимание, за то, что не забываете, что мы здесь», — сказал «Гора».
ХОРОМ — «ЁЛОЧКУ»
Ну а самым запоминающимся для меня стало посещение бойцов из отряда «Кинжал». Признаться, я растерялась, когда, зайдя на кухню, увидела человек 30 штурмовиков. Вопреки моим сомнениям, парни быстро включились в программу, отгадывали загадки, шутили, рассказывали свои новогодние истории. А после хором, забыв на время про ужасы войны, мы спели всем известную «Маленькой ёлочке холодно зимой…»
Когда я видела их глаза и то, с какой радостью они пели эту детскую песенку, мне хотелось плакать. Суровые мужчины, видавшие на своём пути смерть, кровь, грязь, испытавшие холод и голодные дни в окопах, где порой не было даже глотка воды, с такой душой приняли нас, что это тронуло бы даже самое чёрствое сердце!
А когда Снегурочка вновь стала журналистом, разговор пошёл о боевых буднях. Хотя, если честно, говорить об этом совсем не хотелось. Никому. Мы пытались вспомнить самые любимые блюда каждого на новогоднем столе, чего бы каждый хотел снова попробовать в главную ночь года. А повар Гоша, уже вовсю суетившийся на кухне, пообещал, что в меню обязательно будут котлеты с пюре, оливье, винегрет и, конечно, селёдка под «шубой»…
ЗА СВОЮ ЗЕМЛЮ
Много гуманитарки отгрузили в тот день, а принял её наш земляк Северин, который передавал огромный привет всем сальчанам и своему самому близкому человеку — маме.
«Хорошая новость — первого января ушли в отпуск первые контрактники, — говорит боец с позывным «Тёмыч». — У людей появится возможность отдохнуть, набраться сил. После половина собирается перезаключать контракт, половина к нам не вернётся. Это их выбор. У нас в отряде все добровольцы, все пришли по своей воле. Многие — почти 50% — бывшие «вагнера».
«Тёмыч» — местный, из Донецкой области. До 2014 года работал на шахте. «14 апреля пошли первые колонны противника, мы их в Славянске встречали, — вспоминает он. — А как по-другому — мы здесь родились, работали спокойно. Но потом начались притеснения, палки, дубинки, блокпосты… Сначала это было народное ополчение, потом — «Спарта» во главе с «Моторолой». Не было тогда зарплат, поддержки, сами за свой интерес воевали. За свою землю. Был ранен, уезжал. С началом СВО вернулся снова…»
«Тёмычу» — 47 лет. Семья, двое сыновей. Один в море ходит, другой на военном заводе работает. Давно их видел, скучает…
Здесь его задача многогранная. «Ездим на передок, обустраиваем новые позиции, — рассказывает боец. — Сегодня привезли установку для выполнения боевых задач, «Партизан» называется, на заводе сделали нам. Много чего сами делаем, иногда приходится проявлять смекалку. И самодельный миномет, и установки на пулемёты. Люди занимаются — опыта хватает…
На войне много всего случается. В основном, конечно, весёлого мало. Потерь хватает. Но под Новый год не хочу об этом. Расскажу такую историю. Начало СВО, Харьковская область. Штурмуем деревню, улицу, заскакиваем в подвал, а там сидит пьяный подполковник ВСУ. Говорит: «О, мне вот туда-то надо». Говорим, мол, братан, пошли, поведём, куда хочешь. Впереди нас бежал, а потом, конечно, понял, что не за тех нас принял…»
Когда всё закончится, «Тёмыч» хочет одного — покоя. Чтобы лес, рыбалка, костёр и — тишина. Без единого выстрела. Дай-то Бог, ребята, чтобы все вы поскорей были дома, со своими родными людьми. Вас ждут с такой верой и надеждой, что вы просто ОБЯЗАНЫ вернуться!
Ну а «Нить надежды «Русский мир» продолжает свою благую миссию. Лишь пару дней, 1 и 2 января, были днями тишины. И то, я бы так не сказала, ведь сборы надо закрывать, машину для поездок покупать, а Лена с новым водителем Андреем ещё и довезла недовезённую по причине невыхода на связь бойцов гуманитарку на позиции.
Следующие поездки уже формируются. Даст Бог, мы о них тоже напишем…
Светлана Плещенко, 8(86372) 7-10-22, omelpress@bk.ru
salsknews.ru
Ваше имя (обязательно)
Ваш e-mail (обязательно)
Тема
Сообщение
Версия для слабовидящих