Они участвуют в поднятии останков мирных жителей, расстрелянных фашистами в годы Великой Отечественной войны. Установить место расстрельной ямы помогли рассекреченные документы
Начать поисковые работы на этом месте стало возможно благодаря стартовавшему в России два года назад проекту «Без срока давности». Страшная картина открывается не сразу. Сотни человеческих останков, лежащих вплотную друг к другу в одном огромном захоронении на дне оврага. В том, что найденные останки принадлежат именно мирным жителям, у поисковиков нет никаких сомнений. О возрасте пожилого мужчины можно судить по наличию вставных зубов и трости с железным наконечником. Была мать с тремя детьми. В костях жертв фашистов поисковики находят пули, а среди трупов — гильзы немецкого автомата МП-40.
Началось всё с того, что в руки поисковиков попал акт, датированный апрелем 43-го года. В нём значилось, что в период оккупации с июля 42-го по январь 43-го немцы расстреляли и захоронили в этом овраге около семисот местных жителей. Сообщалось также, что сразу после освобождения Миллерово останки 137 человек были эксгумированы. Их перезахоронили буквально в паре сотне метров, где установлен мемориал. Остальные сотни убитых остались на дне оврага. И о них забыли бы, если бы не проект «Без срока давности» «Поискового движения России», предполагающий проведение поисковых работ на местах гибели мирных жителей с передачей результатов исследований в следственные органы.
Поисковые работы в овраге под Миллерово проводит сводный поисковый отряд Ростовской области, состоящий из представителей Аксайского казачьего поискового отряда «Донцы», отряда «Старый Миус» из Куйбышевского района, поискового отряда из Миллерово и межрайонного военно-патриотический поискового клуба «Русич» — сальчан Сергея и Яны Киршенко.
Работы идут с 14 октября. Сначала на разведку приехали поисковики из Аксая, затем к ним присоединились коллеги из Милеровского, Куйбышевского и Сальского районов. «На данный момент расчищена яма и отмечены табличками с номерами 145 останков, 50 (примерно треть из них) — подняты. Сколько там ещё фрагментов тел, точно сказать сложно, но видно, что ещё три ряда», — говорит руководитель клуба «Русич» Сергей Киршенко.
«Картина — жуткая. Видно, что людей перед расстрелом ставили на колени, за ними шли следующие жертвы, и так — несколько рядов. Смотреть на всё это психологически тяжело. Тем более, что я — уроженка этих мест», — рассказывает заместитель руководителя «Русича» Яна Киршенко.
Сергей Киршенко обращает внимание на помощь, которую оказывает поисковикам администрация Миллеровского района: людьми, техникой. Ежедневно на месте поисковых работ проводятся планёрки.
Останки каждого расстрелянного осторожно отделяют от общей массы захоронения, нумеруют и тщательно описывают. Далее предстоит молекулярно-генетическая экспертиза. Возможно, остались потомки и родственники, и не исключено, что удастся восстановить имена кого-то из убитых. Несмотря на сложность процедуры, работа продвигается быстро. Это первая из трёх могил, обозначенных в рассекреченном акте. Поисковики работают здесь постоянно, сменяя друг друга. Работу стараются завершить, пока стоит хорошая погода.
Кроме того, на месте трагедии работают специалисты следственного комитета и судмедэксперты. По результатам проведения первичных проверочных мероприятий и завершения осмотра данного захоронения, следственным комитетом будет решен вопрос о возбуждении уголовного дела по статье 357 УК РФ «Геноцид»
К слову, в рамках проекта «Без срока давности», на основании архивных данных определены порядка 43 мест захоронений мирных жителей в 33 муниципальных образованиях Ростовской области. Среди них — карьеры на территории кирпичного завода в Сальске, где захоронены более 3 тысяч мирных жителей и раненых бойцов Красной Армии, ставших жертвами фашистского геноцида.
Ольга Борисова, 8(86372) 7-10-22, olya.borisova.2018@inbox.ru
salsknews.ru
Ваше имя (обязательно)
Ваш e-mail (обязательно)
Тема
Сообщение
Версия для слабовидящих