Напомним, поездка гумбатальона «Нить надежды «Русский мир» состоялась в конце прошлого года, в ходе неё помощь получили 17 подразделений, сражающихся на различных направлениях Донбасса и Запорожья.
ПРОДОЛЖАЕМ РЕПОРТАЖ
Благодаря неравнодушным людям были приобретены и доставлены бойцам рации, медицина, маскировочные сети, новогодние подарки, готовая продукция, стройматериалы и инструменты, газовые баллончики, мешки для «груза 200», а также парни получили столь необходимый для связи «Старлинк».
Продолжая свой репортаж из поездки, отмечу, что наш гуманитарный вояж растянулся на два дня. В первый мы отработали ДНР, на фронтовых дорогах которой встретились с настоящими героями СВО, и в прошлый раз я уже начала рассказывать о некоторых из них…
В ШАГЕ ОТ СМЕРТИ
Прежде чем переехать на Запорожье, мы также побывали в Донецке, где условились встретиться с доктором Лобановым из Сальска. Ему предназначались многочисленные коробки с медициной, которые он тут же погрузил в машину и отвёз в госпиталь, где спасает раненых бойцов. Вручила Роману Юрьевичу и очередной номер районки с материалом о нём.
Только уехал Роман, приехал Женя Старый. Этот боец из артбатареи нам хорошо знаком — «Русский мир» помогает ему с самого начала своей деятельности. Затем выехал за гуманитаркой Геннадий с позывным Мецхета. С ним лично я ранее не встречалась, лишь от волонтеров знала о славном парне из летучего отряда БПЛА. Он тоже наш земляк — родом из Ростова-на-Дону. В мирной жизни Гена — специалист по управлению предприятием пищевой промышленности, имеет высшее образование. Служил срочку в спецназе, был снайпером. Свой путь на СВО начинал в составе ЧВК «Вагнер» в 2022 году.
«Как Бахмут взяли, вернулся домой, отдохнул, женился, — рассказал Мецхета. — И — обратно на фронт. Сейчас служу в инженерно-саперной роте БПЛА, обеспечиваю ребят всем тем, что трудно достать, и как сапер выезжаю на разминирование площадок для огневых позиций реактивной артиллерии. За время службы был в Попасной, Соледаре, в этот раз у нас Константиновское направление.
Первая неделя активных штурмов очень запомнилась. Когда нет воды, нет еды, нет подвоза, постоянный холод. По-другому начинаешь ценить простые вещи, со временем вырабатывается аллергия на тушенку. Хотя по первым дням всё вроде бы было хорошо. Наверно, потому за это время стал немного «спартанцем», неприхотливым во всём. И — сильнее духом. Тут по-другому и не получится: если ты слабый характером — сломаешься, если сильный, то станешь ещё сильнее. Я одного боюсь: не увидеть больше жену — женщину, которую искал всю свою жизнь. А в остальном — всё решаемо, всё выполнимо. Бывает и непросто, не всего хватает и очень многое приходится покупать самим. И тут на помощь приходят волонтеры — газ, сервоприводы, влажные салфетки: это всё нам привозят гуманитарные батальоны «Нить надежды «Русский мир», «Вместе мы сила», «Сердце матери» и «Ростовчанка». Спасибо большое от всей нашей солдатской души!».
Мецхета был не раз ранен. Подсчитал: 87 раз ему удалось избежать смерти. Последний раз был, когда мы уже уехали, а они отправились на задачу. Напарник Гены вовремя заметил «птичку» и тем самым спас весь экипаж.
«На подлете уже из ружья её сбил, — рассказал Гена. — А потом, когда возвращались, вторая «птица» настигла. Я скорость скинул, машина притормозила — и в этот момент она хотела в водительскую дверь ударить, но из-за того, что я притормозил, «птичка» в метре от машины взорвалась. Так что такой сегодня веселый был день…».
По словам Мецхеты, особенно тяжело на фронте, когда очень жарко или очень холодно. «То пить очень хочется, то холодно до ужаса, — рассказал о сложностях фронтовых будней Гена. — Эти август, сентябрь, октябрь — на ногах постоянно, бегал, доставлял парням необходимое, по 30-35 тысяч шагов делал в день. И это — с рюкзаком на спине килограммов в 50 и в броне с оружием. Зато постройнел…».
Геннадий за свою боевую жизнь не раз был награждён. В его личном зачёте — медали «За отвагу», «За взятие Бахмута».
Иногда, прислонившись спиной к холодной стене блиндажа и слушая противное жужжание вражеской «птички», которая рыщет в небе, Гена думает, что он будет делать, когда закончится война. «Есть несколько направлений, куда бы я хотел пойти работать. Но вообще — всё равно. Хоть куда. Лишь бы — в тишине и спокойствии. Ведь, если не лениться, всегда можно заработать. А ещё хотел бы сказать нашей молодежи пару слов: учите историю, будьте честными перед собой, не стремитесь казаться взрослыми и меньше залипайте в телефонах. Меньше интернета и больше спорта. Любите Родину, умейте её защитить. Вы живёте в тяжелое время, но оно — интересное. Переломное. Каждый свой путь пройдёт сам. Каждый станет тем, кем ему суждено стать…».
АКТЕР МАССОВКИ
А это — Тимур, позывной — Актёр. Вы могли его видеть в массовках в передаче «Следствие вели…» с Леонидом Каневским, сериалах «След», «Волк». Он стал последним в ДНР, кому мы передали гуманитарную помощь перед тем, как переехать на Запорожское направление.
Тимур — родом из Самары. После школы поехал на заработки в Москву, где впервые столкнулся с киноиндустрией. Снялся в нескольких сериалах, теперь о тех временах напоминают лишь фотографии…
Потом отслужил в армии, после чего подписал контракт. На СВО — с 2023 года. Сейчас служит в штурмовой роте. Побывал на разных направлениях: Новомихайловка, Кураховка, сейчас — на Покровском.
«Его успешно отбили, двигаемся на Торецкое, — рассказал Актёр. — Трудности, с которыми мы здесь сталкиваемся, в основном, решаемы, армия и народ помогают. Быт налажен: есть где отдохнуть, искупаться, восстановить силы.
Запомнились первые тяжёлые дни. С тех пор я окреп, изменился внутренне. Товарищи поддерживают, дома ждут близкие, в отпуск ходим каждые четыре месяца. Самое тяжёлое — потери среди своих. Сейчас я помощник старшины штурмовой роты: занимаюсь снабжением, помогаю организовывать всё необходимое для ребят.
О наградах не думаю — главное, чтобы все вернулись домой. Народ помогает, гуманитарка приходит регулярно. После окончания СВО пока не строю конкретных планов, но уверен: всё будет хорошо.
Подрастающему поколению скажу так: учитесь, слушайте родителей, занимайтесь спортом, трудитесь. Любите Родину: быть патриотом — это про поступки. Когда приходит время, настоящий мужчина всегда встанет на защиту страны. Только вместе мы сильны!..»
БАБУШКА ВАЛЯ
Уже в сумерках пересекаем границу Запорожской области. Погода начала меняться, снег усиливался, надо было искать место для ночлега. Решили остановиться у одной бабушки в маленьком селе средь запорожских степей. Её нашим волонтерам посоветовали знакомые бойцы, и теперь, если невозможно доехать на позиции к ребятам и там переночевать, ночуют у неё. И, конечно, я не могла не поговорить с ней.
Худенькая, сгорбленная, с больными ногами и спиной, она еле передвигается по комнате с помощью табуретки. Когда-то её дом был полон людей и голосов детей. Опустела хата, когда сын и дочь с семьями перебрались в Запорожье. А три года назад она похоронила мужа. С тех пор живёт одна.
По хозяйству справляться помогает соцработник. И очень большую помощь старушке оказывают бойцы Российской Армии, которых она принимает у себя как родных сыновей. За это некоторые односельчане бабулю недолюбливают. Но, как она говорит, «я всегда была русской, русской и останусь».
Валентине Афанасьевне 81 год. Родом она из Республики Коми, родилась в маленькой деревушке в верховьях Печоры. В семье было десять детей, она — седьмая по счёту. Великая Отечественная война не затронула их — папу по здоровью на фронт не взяли. Родители работали в колхозе. Выращивали картошку, корову держали. Со второго класса пошла работать и Валентина Афанасьевна. Помнит, как мама в полшестого утра будила её и на ферму с собой забирала. Там Валя за телятами смотрела.
В 15 лет стала работать дояркой. После школы поступила в техникум на зоотехника. Но работать некому было, и Валя, перейдя на заочное отделение, вернулась в деревню. Уже после она и высшее образование получила — окончила Кировский сельскохозяйственный институт по специальности «Ветврач».
На Запорожье живёт с 1985 года. «Приехала сюда к родным в гости и встретила свою любовь, — рассказала Валентина Афанасьевна. — Мы поженились и уехали ко мне в Коми. Но затем вернулись на малую родину мужа. Здесь был колхоз «Родина». Работала на ферме до 1999 года. Потом — пенсия. В это время для молодежи уже работы не было, постепенно село пустело, молодые уезжали на заработки в Польшу или в город Запорожье. Думали, там лучше будет. А лучше бы в Россию ехали… Но здешняя молодежь против русских давно была. Когда был референдум за вступление в состав России, нам угрожали, что если проголосуем «За», то «украинцы придут и в тюрьму нас посадят». Запугивали. Но большинство из нас всё-таки сделали правильный выбор, не забоялись. Мы давно этого хотели, потому что устали от ненависти и негативного отношения ко всему русскому. Помню, как-то на ферме мне одна доярка сказала: «Валя, ты тут столько живёшь, почему по-украински не разговариваешь?». А я ей — а с кем разговаривать на украинском, если вы сами по-русски все говорите? Так зачем мне его учить? На себе испытала не раз настороженное отношение со стороны односельчан. Как-то у меня отопление забарахлило, и телевизор не работал. Пригласила мастера. Пришёл, спрашивает, а вы какие программы смотрите? Русские — отвечаю. «А почему не украинские?» — спрашивает. Я не понимаю, что там говорят, — отвечаю. И он ушёл, вообще не помог… Слава Богу, наши пришли в 2023 году. Просились на квартиру. Бывало, готовила им, но сначала отказывались от угощений, боялись, наверно, что отравлю. Но потом мы подружились. Вели ребята себя достойно. Многие до сих пор заезжают часто, помогают, снег почистят или мусор вынесут. Я их не боялась никогда. Меня приятельницы спрашивали, а где я сплю, если в моем доме российские военные живут? Отвечала — на кровати. Где же ещё? Или, вы думаете, меня в сарай выгнали? Это ж не фашисты. Это свои люди…».
Село, где живёт бабушка Валя, не раз подвергалось обстрелам со стороны ВСУ. И доказательством по сей день служит разрушенная школа через дорогу, в которую прилетело две ракеты.
Сейчас ей всё чаще снится родная деревушка в Коми. Мечтает вернуться. Спрашивает, когда уже железную дорогу запустят и поезда? Хочет уехать к младшей сестре — одна она у неё осталась.
«Я паспорт на российский поменяла обратно год назад, — говорит Валентина Афанасьевна. — И довольна. При России лучше стало. Пенсию больше получаю — 35.000 рублей. На жизнь хватает. Ребятки помогают, хлеб, кефир, печенье, пряники из магазина приносят. Давно не общалась с сестрой, хотела письмо написать, да конвертов на почте нет…».
Надо в следующий раз конверты бабушке привезти…
Пока мы разговаривали, за своей гуманитаркой приехал старшина миномётной батареи Руслан Горец с сослуживцем Мурадом. Они два месяца как-то жили у этой бабушки. И сейчас к ней тепло относятся, по хозяйству подсобят, если надо. В этот раз поинтересовались, какие нужны лекарства, и пообещали достать.
«Мы когда у бабули жили, она нас кормила вкусными обедами, — рассказывает Мурад. — Однажды бабушка попросила вскопать огород. А у нас — тревога, надо ехать на задание. Бабушка и говорит: ничего не знаю, какие задачи, пока не вскопаете и не пообедаете, никуда не поедете. Вот такая у нас боевая бабушка!».
ЗАРЯЖАЮЩИЙ «ГРАДА»
Ночь прошла на удивление тихо. Утром снег полностью укрыл запорожскую землю. Рассвет обнажил школьные развалины с торчащей арматурой и рухнувшими стенами и разбитые дома мирных жителей. Война…
Попрощавшись с бабушкой Валей, мы двинулись к артиллеристам в соседний лесок. Разгрузились и поехали дальше, где по маршруту выходили из своих позиций к нам бойцы.
Один из них — тоже наш земляк. Алексей — родом из посёлка Орловский. Его отец был заместителем атамана Сальского округа, но, к сожалению, в 2013 году его не стало…
Сам Алексей до ухода на СВО семь лет работал на Курской АЭС.
«Мой позывной Сеня взят от фамилии Сенин, — рассказал о себе и своих фронтовых буднях Алексей. — Срочную службу проходил в Волгограде, в танковом батальоне взвода обеспечения. Попал на СВО добровольно. Ходил долго, думал и решился. Написал однокурснику, чтобы помог мне попасть на службу, — и он помог. Попал я в реактивную батарею, в качестве водителя-заряжающего реактивной системы залпового огня. За время службы был на направлении Каменской — Васильевский район, Запорожье. Год там пробыл… Потом сместились на Ореховское направление. Потом опять — на Малую Токмачку и Гуляйполе… Запоминается много всего. Но что всегда крутится в голове — это ночные выезды на заряжение «Града» под налетами ФПВ… Слышать мерзкий звук «бабы-яги» — не дай Бог… В первые дни вообще было жутко слушать моторы от ФПВ, их жужжание — это непередаваемое ощущение. Перед каждым выездом ты просишь у Бога, у своих ангелов-хранителей, чтобы помогли выехать, отработать и вернуться назад без каких-либо потерь и налетов ФПВ-дронов… Пока едешь, думаешь, Господи, не дай Бог, что случится, как будет моя семья, мать, брат… И с каждым выездом начинаешь ещё больше ценить своих близких, родственников и вообще свою жизнь… Больше всего запомнился ночной артобстрел кассетными боеприпасами и авиабомбами. Сидели в заброшенном здании с другом, с которым учились вместе в 2007 году в училище. Слышим — сильный свист… Разрыв снаряда и треск, непередаваемый словами… Прилетело несколько пристрелочных. У нас началась суета. Выйти не можем, чтобы не посекло осколками. Проходит минуты две-три — и начинают в наш квадрат класть снаряды, всё свистит, всё трещит, не поймем, что делать. Паника… От страха играет адреналин, становится жарко, начинаешь бегать из угла в угол, пытаешься спастись. И чувствуешь каждую каплю холодного пота… Потом, через час, прилетают две ракеты в соседнее здание, метров в 150-ти от нас, и сыплется на тебя от взрыва штукатурка…».
Алексей поблагодарил волонтеров за помощь. «У нас сильный тыл и опора, хотелось бы передать большое спасибо всем неравнодушным за помощь», — сказал на прощание Алексей.
Береги себя и свой экипаж, Сеня!
НЕ БРОСАЕМ СВОИХ
Хранители, большие новогодние праздники прошли. Мы вернулись к работе, к привычному ритму. Но давайте не будем обманываться: у наших ребят нет ни праздников, ни выходных. Их служба идёт без перерыва — каждый день. Сегодня обращаюсь к вам с четкой и ясной задачей: давайте все вместе примем участие в закрытии заявок!
Это не просто «помочь». Это — конкретное дело, которое мы можем довести до конца. Это наш общий вклад в реальную безопасность и помощь тем, кто сейчас на передовой.
Как мы можем это сделать?
Финансово: любая сумма сейчас — это кирпичик в общем деле. 100, 500, 1.000 рублей — из таких скромных переводов и складывается результат.
Информационно: поделитесь постом, расскажите в своих историях. Иногда человек просто не видит — ваш перепост может стать решающим звеном.
Личным участием: может, у вас есть нужный предмет или возможность помочь с логистикой?
Давайте покажем, что наша поддержка — это не новогодний фейерверк, который быстро гаснет. Это постоянный, надежный тыл. Не бросаем своих. Доводим начатое до конца. Каждый из нас — важен.
Добавляйтесь в нашу группу «Нить надежды «Русский мир». Вся информация — по телефону 8-938-101-46-77, Анна Юрьевна Уварова.
Светлана Омельянович, omelpress@bk.ru
salsknews.ru
Комментарий:*
Логин*
E-mail*
Даю согласие на обработку персональных данных, согласие на обработку данных Яндекс.Метрикой, ознакомлен с политикой конфиденциальности.
Комментарий будет опубликован после модерации.
Ваше имя (обязательно)
Ваш e-mail (обязательно)
Тема
Сообщение
Версия для слабовидящих